Методы формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку
- Авторы: Клычков С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
- Страницы: 188-193
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/271364
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132306
- ID: 271364
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье актуализируется проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку как личностному образованию, обладающему структурой, включающей когнитивный, мотивационно-оценочный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Обосновывается возможность использования объяснения, работы с текстом (книгой), убеждающего воздействия, беседы, дискуссии, ценностно-смыслового диалога, задач с ценностным содержанием, метода анализа конкретной ситуации, метода решения ситуации, ролевой игры в качестве методов формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку. Раскрываются результаты реализации указанных методов. 1) Метод объяснения позволяет предъявлять курсантам знание о том, что есть ценность, ценностное отношение к человеку не только на уровне информации, но на уровне понимания; 2) метод работы с текстом (книгой) обеспечивает вооружение курсантов знаниями, образующими содержание когнитивного компонента ценностного отношения к человеку; 3) метод убеждающего воздействия способствует тому, что знание о ценности, о человеке и др. воспринимается курсантами не только на уровне информации, но и ложится в основу идейно-нравственных принципов личности курсанта; 4) метод ценностно-смыслового диалога обеспечивает осознание и присвоение курсантом как значимых еще недостающих курсанту ценностей; 5) метод задачи с ценностным содержание позволяет курсантам самим вычленить ценности в содержании задачи, обосновав свой выбор; 6) метод ролевой игры обеспечивает ориентацию на реализацию соответствующих отношений во взаимодействии с другими людьми. Приводятся примеры использования данных методов в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Клычков
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru
преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки
Россия, СамараСписок литературы
- Рогожникова Р.А., Демина О.В. Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 40–44.
- Стенин С.В. Ценностное отношение к человеку как основа дисциплинированности личности курсанта // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 256–259.
- Столяренко Е.В., Столяренко О.В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 78–83.
- Дронов А.А., Дронова Т.А. Толерантность с позиции ценностного отношения к человеку // Педагогика. 2017. № 3. С. 33–36.
- Аблаева С.С. Реализация приоритетных направлений воспитательной работы: воспитание ценностного отношения к людям (милосердия) в современной школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12–1 (17). С. 25–27.
- Грудинин В.С., Жемчужников А.В. Феномен ценностного отношения к человеку в контексте военной организации // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 197–199.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 174 с.
- Шадрина И.М. Метод морального объяснения как метод формирования нравственной культуры будущего учителя // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. ст. / отв. ред. О.К. Позднякова. Т. 7. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2019. С. 228–232.
- Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. С. 274–329.
- Воскобоев А.В. Педагогические особенности убеждающих воздействий в учебном процессе // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6, № 5. С. 40–43.
- Кармаев А.Ю. Реализация убеждающего воздействия в военно-педагогическом процессе войск национальной гвардии Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 3. С. 158–160.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.
- Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2002. 437 с.
- Самойлик Н.А. Применение игровых техник при формировании профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных вузов ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: мат-лы юбилейной XX всерос. науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 28–29 октября 2020 г.) / отв. ред. А.Г. Чириков. Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН, 2020. С. 385–388.
- Никитина Т.В., Швецова Н.А., Лебедева Н.А. К вопросу о включении блоков коммуникативной направленности в содержание дисциплин при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 84–94. doi: 10.32744/pse.2019.2.7.
- Зауторова Э.В., Брызгалова И.В. Учебные игры как интерактивная форма проведения занятий в вузах ФСИН России // Профессиональное образование и наука. 2018. № 4 (5). С. 12–18.
Дополнительные файлы
