Методы формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуализируется проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку как личностному образованию, обладающему структурой, включающей когнитивный, мотивационно-оценочный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Обосновывается возможность использования объяснения, работы с текстом (книгой), убеждающего воздействия, беседы, дискуссии, ценностно-смыслового диалога, задач с ценностным содержанием, метода анализа конкретной ситуации, метода решения ситуации, ролевой игры в качестве методов формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку. Раскрываются результаты реализации указанных методов. 1) Метод объяснения позволяет предъявлять курсантам знание о том, что есть ценность, ценностное отношение к человеку не только на уровне информации, но на уровне понимания; 2) метод работы с текстом (книгой) обеспечивает вооружение курсантов знаниями, образующими содержание когнитивного компонента ценностного отношения к человеку; 3) метод убеждающего воздействия способствует тому, что знание о ценности, о человеке и др. воспринимается курсантами не только на уровне информации, но и ложится в основу идейно-нравственных принципов личности курсанта; 4) метод ценностно-смыслового диалога обеспечивает осознание и присвоение курсантом как значимых еще недостающих курсанту ценностей; 5) метод задачи с ценностным содержание позволяет курсантам самим вычленить ценности в содержании задачи, обосновав свой выбор; 6) метод ролевой игры обеспечивает ориентацию на реализацию соответствующих отношений во взаимодействии с другими людьми. Приводятся примеры использования данных методов в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России.

Об авторах

Сергей Александрович Клычков

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru

преподаватель кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки

Россия, Самара

Список литературы

  1. Рогожникова Р.А., Демина О.В. Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 40–44.
  2. Стенин С.В. Ценностное отношение к человеку как основа дисциплинированности личности курсанта // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 256–259.
  3. Столяренко Е.В., Столяренко О.В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 78–83.
  4. Дронов А.А., Дронова Т.А. Толерантность с позиции ценностного отношения к человеку // Педагогика. 2017. № 3. С. 33–36.
  5. Аблаева С.С. Реализация приоритетных направлений воспитательной работы: воспитание ценностного отношения к людям (милосердия) в современной школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12–1 (17). С. 25–27.
  6. Грудинин В.С., Жемчужников А.В. Феномен ценностного отношения к человеку в контексте военной организации // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 197–199.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.
  8. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 174 с.
  9. Шадрина И.М. Метод морального объяснения как метод формирования нравственной культуры будущего учителя // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. ст. / отв. ред. О.К. Позднякова. Т. 7. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2019. С. 228–232.
  10. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. С. 274–329.
  11. Воскобоев А.В. Педагогические особенности убеждающих воздействий в учебном процессе // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6, № 5. С. 40–43.
  12. Кармаев А.Ю. Реализация убеждающего воздействия в военно-педагогическом процессе войск национальной гвардии Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 3. С. 158–160.
  13. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  14. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.
  15. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
  16. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2002. 437 с.
  17. Самойлик Н.А. Применение игровых техник при формировании профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных вузов ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: мат-лы юбилейной XX всерос. науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 28–29 октября 2020 г.) / отв. ред. А.Г. Чириков. Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН, 2020. С. 385–388.
  18. Никитина Т.В., Швецова Н.А., Лебедева Н.А. К вопросу о включении блоков коммуникативной направленности в содержание дисциплин при подготовке курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 84–94. doi: 10.32744/pse.2019.2.7.
  19. Зауторова Э.В., Брызгалова И.В. Учебные игры как интерактивная форма проведения занятий в вузах ФСИН России // Профессиональное образование и наука. 2018. № 4 (5). С. 12–18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Клычков С.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».