Профессиональный (демонстрационный) экзамен в государственной итоговой аттестации будущих учителей музыки
- Авторы: Зоголь С.Г.1, Смоляр А.И.1, Черномырдина Т.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
- Страницы: 176-183
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/271359
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132304
- ID: 271359
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе анализа научно-педагогической литературы и нормативно-правовых документов в сфере образования обоснована актуальность изложения и анализа накопленного на кафедре музыкального образования СГСПУ опыта отбора и реализации содержания психолого-педагогической, методической и музыкально-исполнительской подготовки государственного экзамена будущих учителей музыки в формате профессионального (демонстрационного). В соответствии с целью исследования определена методологическая основа содержания и организации государственной аттестации. Авторы акцентируют внимание на том, что праксеологический подход направляет на полноту и рациональность решения поставленной задачи, эффективность использования отведенного на выполнение задания времени, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Его назначение находит отражение в разработанных критериях и показателях комплексной оценки готовности учителя музыки к педагогической деятельности (через оценку технологической карты, фрагмента урока и его анализа). Авторами определена направленность содержания заданий психолого-педагогической, методической и музыкально-исполнительской составляющих демонстрационного экзамена и приведены примеры таких заданий. В статье обоснована значимость (приведены аргументы) оценки готовности будущего учителя музыки подготовить, провести фрагмент урока в демоформате и проанализировать его; выявлены и представлены особенности подготовки будущих учителей музыки к демонстрационному экзамену, связанные с введением модульного принципа организации и содержания музыкально-педагогического материала и трудностями его реализации; представлен первоначальный опыт проведения ГИА будущего учителя музыки в формате демоэкзамена «глазами студентов-выпускников».
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Геннадьевна Зоголь
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: szogol@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования
Россия, СамараАнтонина Ивановна Смоляр
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: smol_53@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
музыкального образования
Татьяна Николаевна Черномырдина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: t.chernomyrdina@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования
Россия, СамараСписок литературы
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 121 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71897858.
- О программе модернизации педагогического образования: приказ Минобразования РФ от 01.04.2003 № 1313 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/1592956.
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.
- Жадаев Ю.А., Жадаева А.В., Селезнев В.А. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 10 (163). С. 142–148.
- Якунчев М.А., Жукова Н.В., Маскаева Т.А., Ляпина О.А. Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 65–77. doi: 10.32744/pse.2019.6.6.
- Аниськин В.Н., Доманина Н.А., Кислова Н.Н. Государственная итоговая аттестация по педагогическим направлениям подготовки: соответствие требованиям образовательного и профессионального стандартов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 19–26. doi: 10.26140/anip-2020-0904-0003.
- О концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404930447.
- Ешкина Н.И., Сергеева А.А. Демонстрационный экзамен по дисциплине «Технология и организация воспитательных практик» как инновационная форма аттестации студентов педагогического вуза // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2023. № 4. С. 39–48.
- Федотова В.С. Праксиологические основы комплексной оценки готовности учителя к профессиональной деятельности в формате демонстрационного экзамена в высшем образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 86–108. doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-86-108.
- Майорова Н.В. Профессиональный (демонстрационный) экзамен как форма независимой оценки результатов освоения ОПОП ВО (из опыта работы кафедры ТОМФВ) // Физическая культура: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития: мат-лы V всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (13 декабря 2023 г., г. Самара). Самара: Научно-технический центр, 2023. С. 140–148.
- Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21, № 10. С. 23–28. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-23-28.
- Давыдова Н.Н., Кусова М.Л., Симонова А.А. Практика введения демонстрационного экзамена как новая форма государственной аттестации в вузе // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 21–32.
- Воронушкина О.В., Каирова Л.А. Критерии экспертизы заданий демонстрационного экзамена в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 267–270. doi: 10.24412/1991-5497-2023-6103-267-270.
- Воронушкина О.В. Демонстрационный экзамен в педагогическом вузе: первые результаты // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (57). С. 7–16. doi: 10.37386/2413-4481-2023-4-7-16.
- Павлова О.А. Подходы к организации демонстрационного экзамена: европейский опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 104–110. doi: 10.24411/2307-4264-2020-10313.
- Макеева Т.В. Организация профессиональных (демонстрационных) экзаменов в системе высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–4. С. 195–199.
- Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А. Методические особенности подготовки и проведения комплексного экзамена по психолого-педагогическому модулю // Горизонты образования: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. (20–21 апреля 2023 г., г. Омск) / отв. ред. Н.В. Чекалева. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2023. С. 134–136.
- Беляев А.Г., Беляева Т.С., Шмахтенкова М.О. Формирование содержания демонстрационного экзамена для специальности 49.03.01 Физическая культура // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2024. Вып. 5. С. 3–9. doi: 10.24412/2305-8404-2024-5-3-9.
- Матвеева Л.В., Трофимова Е.Д., Беляева Л.А. Инновационные формы промежуточной аттестации обучающихся педагогических вузов по музыкально-педагогическим дисциплинам в условиях подготовки к государственному демонстрационному экзамену // Педагогическое образование в России. 2024. № 2. С. 202–211.
- Смоляр А.И., Зоголь С.Г. Комплексный итоговый экзамен в педагогическом вузе: подходы и содержание // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 242–245.
- Зоголь С.Г., Смоляр А.И. Об оценке готовности будущего учителя к воспитательной работе в ходе комплексного государственного экзамена // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1–3 (62). С. 211–214.
- Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: Изд-во Томского университета, 1989. 336 с.
- Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология: учеб пособие. М.: Академия, 2005. 256 с.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975. 271 с.
- Уточкина Е.Ю. Формирование способности будущего учителя к профессионально-педагогической самооценке: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2009. 26 с.
- Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. 1982. Вып. 15. С. 32–43.
- Махмутов М.И. Избранные труды: в 7 т. Т. 4. Современный урок и педагогические технологии развития мышления / сост. Д.М. Шакирова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. 375 с.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования. Музыка (для 1–4 классов образовательных организаций). М., 2023. 113 с.
- Федеральная рабочая программа основного общего образования. Музыка (для 5–8 классов образовательных организаций). М., 2023. 81 с.
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник. М.: Музыка, 2006. 336 с.
Дополнительные файлы
