Центр по историческому просвещению как условие духовно-нравственного развития личности школьника
- Авторы: Мушкарина В.С.1, Василькова И.М.1, Панина М.В.2
-
Учреждения:
- Академический лицей № 95 г. Челябинска
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
- Страницы: 172-176
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/263433
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131310
- ID: 263433
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются создание и механизмы апробации Центра по историческому просвещению в системе основного образования на площадке образовательной организации. В качестве стратегических задач создания Центра стоит формирование ресурсного пространства для сохранения исторической памяти и развитие просветительской деятельности обучающихся. Особенностями формирования Центра выделены: организация внеурочной деятельности и разработка дополнительных общеобразовательных программ, подготовка образовательных событий заданной тематики, апробация системы культурно-массовых мероприятий. Отличительной чертой Центра является его позиционирование как части экосистемы образовательной организации. Представлена концептуальная схема структуры Центра и его функциональных частей. Представленная модель может быть использована в качестве теоретико-методологической основы для проектирования образовательных событий, а также для разработки моделей центров исторического просвещения. Материалы позволяют в дальнейшем оценивать выбор путей духовно-нравственного развития обучающихся через реализацию функциональных результатов обучения, а также посредством продуктивных и практико-ориентированных форм обучения. Отдельным направлением Центра можно считать вовлечение в экосистему образовательной организации социальных партнеров и медиасреды для расширения просветительских задач.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вероника Сергеевна Мушкарина
Академический лицей № 95 г. Челябинска
Email: veronikavvs@mail.ru
директор
Россия, г. ЧелябинскИрина Михайловна Василькова
Академический лицей № 95 г. Челябинска
Email: vasilkovaim@al95.ru
кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе
Россия, г. ЧелябинскМария Викторовна Панина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: panina80@mail.ru
кандидат географических наук, доцент кафедры географии и методики обучения географии
Россия, г. ЧелябинскСписок литературы
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401425792.
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
- Кичигина С.В., Камышанская С.С. Значение культурно исторического просветительства в процессе воспитания и обучения школьников на уроках истории // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. № 1. С. 255–259.
- Кикнадзе В.Г. Историческое просвещение как механизм формирования идеологии будущего [Электронный ресурс] // Идеология будущего. 2021. № 3. https://histrf.ru/magazine/article/istoricheskoe-prosveshchenie-kak-mehanizm-formirovaniya-ideologii-budushchego.
- Гулевская Н.А., Гулевский А.Н., Чайченко Д.В. Историческая память как фактор формирования идентичности // Философия права. 2019. № 2 (89). С. 137–145.
- Голобородько А.Ю., Кичигина С.В. Особенности современного культурно-исторического просветительства в образовательной среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2021. № 1. С. 332–337.
- Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: метод. рекомендации. М., 2022. 73 с.
- Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 345 с.
- Зибров Г.В., Самедова Ю.А. Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 232–241.
- Харисова Л.Ф. Формирование патриотического сознания в школьной системе образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 3–1 (40). С. 132–135.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Педагогическая система: теория, история, развитие: колл. монография / под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
- Симакова Т.П. Духовно-нравственное развитие личности школьника: государственный заказ и педагогическое осмысление: учеб.-метод. пособие. Чебоксары: Среда, 2023. 84 с.
- Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 4 (808). С. 47–60.
- Самардак М.В., Сергеева Н.Л. Роль центра истории и культуры (музея) СГУПСа в воспитании гражданственности и патриотизма студенческой молодежи // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (6). С. 75–83.
- Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 100–103.
Дополнительные файлы
