Интеграция научного наследия профессора А.В. Миронова в современные образовательные видеоресурсы для младших школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе авторы раскрывают практическую значимость научных трудов почетного профессора Набережночелнинского государственного педагогического университета Анатолия Владимировича Миронова в контексте современного образования, демонстрируя инновационный подход к адаптации его теоретических концепций для создания цифровых образовательных ресурсов. Основная цель проекта – интегрировать исследования природных ресурсов и экологии Республики Татарстан в серию видеоматериалов для учеников начальной школы. Студенты, участвовавшие в проекте, не только осваивали технологии создания видео, но и углубляли свои познания в области педагогики, теории и технологии преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», экологического образования младших школьников. Под руководством преподавателей будущие учителя изучали научные труды А.В. Миронова, адаптировали его методические рекомендации к созданию интерактивных и доступных для обучающихся начальной школы видеоконтентов. Проект успешно объединил теорию и практику, позволив будущим педагогам не только формировать профессиональные компетенции, но и развивать творческий потенциал. Использование видеоматериалов, основанных на научном наследии А.В. Миронова, способствует активизации учебного процесса, делая его более вовлекающим и интересным для младших школьников. Созданные видеоролики, отражающие экологию и природное богатство Татарстана, представляют собой ценный дополнительный материал к урокам изучения окружающего мира.

Об авторах

Светлана Ивановна Грахова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: sg2223@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Нина Леонидовна Беляева

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: belyaevanl@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Лилия Равилевна Садыкова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: s.l.r73@mail.ru

кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Алсу Дамировна Муллахметова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alsuuu1997@mail.ru

преподаватель кафедры теории и методики начального и дошкольного образования

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Список литературы

  1. Миронов А.В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 447 с.
  2. Миронов А.В. Экологическое образование младших школьников: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 263 с.
  3. Миронов А.В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 447 с.
  4. Миронов А.В. Экологическое воспитание младших школьников: учеб. пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2023. 263 с.
  5. Баданов А.Г., Баданова Н.М. Образовательное видео: используем готовое и создаем своё // Школьные технологии. 2015. № 3. 2015. С. 118–123.
  6. Калинников П., Машковцев Б. Объясняющее видео: как достичь понимания // EduTech. 2021. № 1 (39). С. 11–13.
  7. Карташова Е.В., Савина Е.Ю., Тихонова А.А. Методические рекомендации для создания цифрового видеоконтента и обучающих видеороликов. Коломна: Колледж «Коломна», 2021. 17 с.
  8. Разработка видеолекции: метод. рекомендации / сост. Е.Н. Авдеева, Н.А. Лацко, О.В. Пихота, Е.Д. Сайто. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. 32 с.
  9. Разумова А.Б., Рицкова Т.И. Некоторые аспекты создания учебного видеоконтента в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2020. № 4. С. 49–55.
  10. EduTech: Видео в обучении: создаем и вовлекаем. 2021. № 1 (39). 40 с.
  11. Новоселов Р.Ю., Савва Л.И., Савельев К.Н., Фридрихсон О.В. Технологии формирования знаний будущего учителя о цели и возможностях использования видеоконтента в педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. С. 78–78.
  12. Мусханова И.В., Бетильмерзаева М.М. Особенности применения видеоматериалов в обучении: анализ практик педагогической деятельности лауреатов и победителей конкурсов педагогического мастерства // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 603–619.
  13. Садовина Л.В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку. Методические мат-лы. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. 28 с.
  14. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. М.: Баласс, 2013. 95 с.
  15. Миронов А.В. Экология в начальном образовании // Начальная школа. 2017. № 6. С. 54–58.
  16. Миронов А.В., Миронова А.А. Камский экономический район Республики Татарстан: природные особенности, экологическая обстановка и пути ее оптимизации. Набережные Челны: НГПИ, 2008. 211 с.
  17. Миронов А.В. Природа и экология Республики Татарстан: пособие для учителей и студентов педвузов. Набережные Челны: НГПИ, 2007. 135 с.
  18. Создание обучающего видео: методические рекомендации. Ч. 1 / сост. Ю.И. Маркелова, М.В. Крайнова, М.В. Надельштехель. Иваново, 2023. 29 с.
  19. Грахова С.И., Беляева Н.Л. Технология применения онлайн инструмента Cloud Stop Motion в работе с детьми дошкольного возраста // Цифровизация современного дошкольного образования: основные подходы, проблемы и перспективы развития: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (Липецк, 9 декабря 2022 года). Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 93–97.
  20. Грахова С.И., Сунаева Т.И. Создание видеороликов как творческая интерпретация художественного произведения в начальных классах // Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, май 2022 г.). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2022. С. 63–65.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Грахова С.И., Беляева Н.Л., Садыкова Л.Р., Муллахметова А.Д., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».