The history of the formation and development of teaching methods in biological education of schoolchildren (before the XX century)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In pedagogical activity, an important role in the formation of professional qualities of a school teacher is played by the development of teaching methods for a particular subject. Realizing this importance, we use the experience of other teachers, methodologists, and scientists. Studying and analyzing their works, we turn to the history of the formation and development of teaching methods. This article focuses on conducting a historical review of the development of teaching methods in the biological education of schoolchildren. On the basis of a historical retrospective, the main works of prominent biological educators are presented, their contribution to the development of methods of teaching natural science and biology is described. The main external and internal factors that influenced the educational process are presented. In particular, the attitude of the state authorities to natural science education. The article considers the main variants of the periodization of the history of the formation and development of the methodology of teaching biology and biological education in the national school; the characteristics of individual periods and teaching methods prevailing at the moment are given; Indications are made on the use of certain methods of teaching biology in modern education. Based on the stated research topic, information is provided reflecting the development of biology teaching methods only up to the 20th century.

About the authors

Vladimir Rudolfovich Avetisyan

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: avetisyan.v@sgspu.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. М.; Л.: Учпедгиз, 1947. 304 с.
  2. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. М.; Л.: ГИЗ, 1930. 116 с.
  3. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 487 с.
  4. Райков Б.Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 352 с.
  5. Райков Б.Е. Валериан Викторович Половцов, его жизнь и труды: К сорокалетию со дня смерти. М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1956. 330 с.
  6. Герд А.Я. Избранные педагогические труды / под ред. и с предисл. действ. чл. АПН РСФСР Б.Е. Райкова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 208 с.
  7. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания / под ред. и с доп. проф. Б.Е. Райкова. 4-е изд. Л.: Гос. изд-во, 1925. 235 с.
  8. Кайгородов Д.Н. Дружба с природой. М.: Белый город, 2012. 144 с.
  9. Полянский Ю.И. Годы прожитые: Воспоминания биолога. М.: Наука, 1997. 256 с.
  10. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 223 с.
  11. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. 96 с.
  12. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Соломин В.П. История становления и развития методики преподавания биологии в России: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 172 с.
  13. Арбузова Е.Н. Теория и методика обучения биологии. В 2 ч. Ч. 1: учебник и практикум. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 295 с.
  14. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии. М.: КолосС, 2007. 304 с.
  15. Пономарева И.Н. Тысячелетие в истории школьного учебника по естественнонаучному образованию в России: монография / под ред. О.А. Корниловой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 271 с.
  16. Saito H., Semenov A.A. How was biology education reformed in Russia after the Lysenko period? // Historia Scientiarum. 2019. Vol. 28, № 2. P. 152–178.
  17. Суматохин С.В. Биологическое образование на рубеже XX–XXI веков: монография. М.: Школьная Пресса, 2021. 416 с.
  18. Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. М.А. Якунчева. М.: Академия, 2014. 336 с.
  19. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2012. 368 с.
  20. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Д. Андреевой. М.: Академия, 2009. 208 с.
  21. Православная церковь и образование / сост. Е. Балашова. М.: Петровский, 2015. 152 с.
  22. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 363 с.
  23. Краткий курс истории экологии: учеб. пособие / сост. В.Р. Аветисян. Самара: СГСПУ, 2020. 80 с.
  24. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: учеб.-метод. пособие для студентов-заочников / сост. А.А. Семенов, Н.Г. Боброва, Л.М. Глазкова и др.; под ред. А.А. Семенова. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. 197 с.
  25. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. Вопросы теории и методики обучения биологии: учеб. пособие для студентов-заочников. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. 175 с.
  26. Хлебников Г.В. Религия, религиозная философия и мистико-символическая философия (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2008. № 4. С. 95–114.
  27. Верзилин Н.М. Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1966. 383 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Avetisyan V.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».