Justification of the term «professional self-realization of students»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the article is determined by the uncertainty of the terms «self-realization» and «professional self-realization» used in modern pedagogical research. It is proved that the term «professional self-realization» is applicable to the higher education system, since, according to the Federal State Educational Standard, students must master both general and professional skills. In addition, the person’s professional development is continuous. The article analyzes and substantiates the content of the term «professional self-realization of students» in pedagogy. The terms «self-realization», «professional self-realization», «pre-professional self-realization», «pre-professional self-realization» are defined; the features of their use in scientific literature are analyzed. It is proposed to use the generic concept of «professional self-realization» in relation to school, college or university stages. Professional self-realization is presented as a long and multidimensional process involving the formation, self-determination and personal development within a profession, starting from the first courses of study at a university. The content and difference of professional self-realization at the university and at the enterprise are described. Examples of multidimensional cooperation and joint educational programs with enterprises are given.

About the authors

Mariya A. Fedorova

Omsk State Technical University

Author for correspondence.
Email: sidorova_ma79@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Omsk

References

  1. Фиц А.Н. Особенности самореализации личности в профессиях различного уровня социального престижа // Альманах современной науки и образования, 2009. № 4-2. С. 170–174.
  2. Федорова М.А. Самореализация студентов технического вуза в исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 15–21.
  3. Федорова М.А. Педагогическая технология профессиональной самореализации студентов в научных исследованиях [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2020. № 1. https://eidos-institute.ru/journal/2020/100/Eidos-Vestnik2020-112-Fedorova.pdf.
  4. Герасимов В.П., Сычев О.А. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. 220 с.
  5. Хуторской А.В. Дидактика: учебник. СПб., 2017. 720 с.
  6. Байлук В.В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат-лов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 208–213.
  7. Байлук В.В. Ценности профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 19–26.
  8. Кропотина Н.М. Формирование профессиональных компетенций как основа профессиональной самореализации человека в XXI веке // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. мат-лов и докл. междунар. конф. Екатеринбург, 2014. С. 245–249.
  9. Костеневский А.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации личности курсантов вузов ВВ МВД РФ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000. 182 с.
  10. Бакиева Э.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации у студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2012. 23 с.
  11. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2011. 624 с.
  12. Валитова Е.Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2017. 23 с.
  13. Крыжановская И.В. Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2020. 33 с.
  14. Пашкевич А.В. Проектирование социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2013. 25 с.
  15. Разуваев И.С., Тарасова Т.В. Апробация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов с применением тьюторских технологий // KANT. 2018. № 2 (27). С. 120–125.
  16. Ионов А.В. Допрофессиональное самоопределение учащихся средней школы // Человек и образование. 2009. № 4. С. 157–160.
  17. Обдирщиков Н.Н., Исакова Т.Б. Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект // Вестник ВУиТ. 2009. № 1. С. 226–237.
  18. Панина С.В. Региональный подход к допрофессиональной подготовке педагогов // Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3 (03). С. 16–21.
  19. Мартынова Е.С. Предпрофессиональное образование в старшей школе – основа выбора будущей профессии // Менеджмент в образовании: экосистемный подход: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2023 г.) / под ред. О.А. Любченко. М., 2023. С. 97–101.
  20. Трубина Г.Ф., Мащенко М.В. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 79–86.
  21. Смушкевич Л.Н., Костомарова Е.В., Савва Л.И. Организация предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения старшеклассников в условиях многопрофильного лицея посредством применения целевых моделей наставничества // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 5. https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN523.pdf.
  22. Савченко Т.В. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Сургут, 2006. 20 с.
  23. Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. Providing professional self-realization for technical university students when teaching the humanities // Going Global through Social Sciences and Humanities: a Systems and ICT Perspective. GGSSH. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 907. Cham: Springer, 2019. P. 23–30.
  24. Jiménez G.G. Education is love and self-realization // Revista de Comunicación de la SEECI. Año XX. 2016. Vol. 39. P. 162–183. doi: 10.15198/seeci.2016.39.162-183.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Fedorova M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».