Network social capital as a subject of research in education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article contains the results of a comparative analysis of the main approaches, directions and methods for studying network social capital in the social sciences and humanities in order to identify the latest and promising scientific areas in specific scientific disciplines. The article notes the growing interest of scientists from various fields – philosophers, sociologists, political scientists, economists and lawyers, teachers and psychologists in the study of the phenomenon of network social capital as a complex and multifaceted category that generates a plurality of approaches and methods for studying its genesis, types, formation mechanisms and measurement parameters. To achieve this goal, multidisciplinary and integrated approaches to research, methods of comparative analysis and classification of information, bibliographic analysis are used. On the basis of the analysis, the essential methodological foundations of the study of network social capital are revealed, the relationship of the methods used (quantitative, qualitative and mixed) with the profile of the scientific discipline that studies network social capital is shown. It is indicated that each scientific discipline brings unique ideas and methods to the study of social capital, including qualitative and quantitative, mixed methods, network analysis, experiment, etc. The author reveals the urgent need for the integration of methodological approaches and research methods of network social capital as an independent field of research based on the synthesis of ideas, concepts and principles of polydisciplinarity and interdisciplinarity.

About the authors

Vladimir M. Kildyushkin

Samara Branch of Moscow City University

Author for correspondence.
Email: kildvov@mail.ru

applicant of Pedagogy Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 120 с.
  2. Гохберг Л.М., Кузьмичева Л.Б., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.
  3. Почебут Л.Г., Чикер В.А., Волкова Н.В. Методологические основы изучения социального капитала организации: принципы исследования // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 8–22.
  4. Кузнецова Е.В., Жукова Т.И., Тищенко В.И. Сетевая форма человеческого капитала // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2020. Т. 70, № 3. С. 29–37.
  5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
  6. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 77–86.
  7. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. М.: Аст, 2004. 730 с.
  8. Лессер Э.Л., Котрел Дж. Верные друзья: виртуальность и социальный капитал / пер. с англ. М., 2006. 248 с.
  9. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, вып. 3. С. 193–210.
  10. Быстрицкий Н.И. Исследования сетей в исторической науке // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 3. С. 39–51.
  11. Green N. How everyday life became virtual: mundane work at the juncture of production and consumption // Journal of Consumer Culture. 2001. Vol. 1, iss. 1. P. 73–92.
  12. Зайонц В.В. Социологические подходы к исследованию виртуальных социальных сетей // Молодой ученый. 2010. № 4 (15). С. 266–271.
  13. Минина В.Н., Василькова В.В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы // Социальное пространство. 2019. № 5 (22).
  14. Белкин В.Н., Бочкаева И.В. Социальный капитал организации как экономическое явление // Журнал экономической теории. 2011. № 3. С. 7–10.
  15. Носков И.А., Соловова Н.В. Инновационные стратегии вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 51–56.
  16. Короткова Т.Л. Социальный капитал в образовании // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 1 (21). С. 26–31.
  17. Вихрова А.В. Возможности цифровой образовательной среды школы в развитии социального капитала подростка // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 27–34.
  18. Фещенко А.В. Этапы проектирования образовательного взаимодействия с использованием социальных сетей // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 139–151.
  19. Носков И.А., Савинов О.Г. Сущность и смысл процесса проектирования магистерских программ // Парадигма. 2021. № 3. С. 55–61.
  20. Ромм Т.А., Ромм М.В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 4 (40). С. 360–366. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366.
  21. Станкевич М.А., Игнатьев Н.А., Смирнов И.В., Кисельникова Н.В. Выявление личностных черт у пользователей социальной сети ВКонтакте // Вопросы кибербезопасности. 2019. № 4 (32). С. 80–87.
  22. Бермус А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 1. doi: 10.30853/ped20220003.
  23. Basov N., Minina V. Personal communication ties and organizational collaborations in networks of science, education, and business // Journal of Business & Technical Communication. 2018. Vol. 32, iss. 3. P. 373–405.
  24. Татарко А.Н. Социальный капитал как объект психологического исследования: монография. М.: Макс Пресс, 2011. 174 с.
  25. Углова А.Б., Богдановская И.М., Низомутдинов Б.А. Взаимосвязь социокультурных ценностей и психологических проблем у старшеклассников (на материале социальных сетей) // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 415–429.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Kildyushkin V.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».