Career and educational trajectory of Bachelors of Applied Informatics at a regional university: aspects of design and implementation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article analyzes a complex set of personnel training problems for the digital economy. The authors note that the mechanical increase in budget places in the system of higher and secondary vocational education is not enough to provide the IT segment of the labor market in Russia, which is related both to the quality of training of specialists and to the career expectations of graduates. The author’s definition of the student’s career and educational trajectory is given. As one of the possible solutions, an integrative-micromodular approach is proposed, the key element of which is the cooperation of the student, the university and potential employers in designing and implementing an effective career and educational trajectory for each student. The authors note significant differences in the goals, resources and strategies of federal, national and regional universities, while focusing on the latter. Using the example of bachelor’s degree training in the field of Applied Informatics 09.03.03, the issues of work and part-time work of students during the study period, the influence of this factor on the career and educational trajectory are analyzed in depth. Examples of the implementation of micromodules «career stage» in the disciplines of «Programming», «Databases», «Information Systems Design», «Software Engineering», «Data Analysis», «Cloud services», «Web programming» are considered. The strategy of using psychosemantics methods for recognizing and clarifying the image of a future profession, professional self-reflection and, possibly, professional trials is described.

About the authors

Tatiana V. Dobudko

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: tdobudko@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

Sergey I. Makarov

Samara State University of Economics

Author for correspondence.
Email: matmaksi@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Applied Computer Science Department

Russian Federation, Samara

Olga I. Pugach

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: olpugach@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Teaching Methods Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 с.
  2. Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866.
  3. По поручению Президента приоритет при распределении бюджетных мест отдаётся региональным вузам, а упор делается на специальности для обеспечения скорейшего импортозамещения [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. http://government.ru/news/45348.
  4. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2023: статистический сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 432 с.
  5. Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: приказ Минцифры РФ от 28.02.2022 № 143 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404500686.
  6. Высшее образование [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed.
  7. Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31, № 1. С. 91–112. doi: 10.17323/1811-038x-2022-31-1-91-112.
  8. Савенкова А.С. Представления о рынке труда молодежи России, Китая и Германии: сопоставительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 3. С. 520–535. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-520-535.
  9. Волошина И.А., Козлова Л.В. Трудоустройство выпускников СПО в области информационных технологий и информационной безопасности: карьерные предпочтения и практики поиска работы // Социально-трудовые исследования. 2020. № 4 (41). С. 120–134.
  10. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 27–47. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.
  11. Никулина Ю.Н. Концептуальные основы реализации профориентационной работы вузов в регионе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. № 3 (24). С. 6–14.
  12. Чарушина Е.И. Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 6 (81). С. 190–195. doi: 10.23859/1994-0637-2017-6-81-27.
  13. Хеннер Е.К. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 37–60. doi: 10.17853/1994-5639-2021-8-37-60.
  14. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 137–155. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155.
  15. Лапчик Д.М., Федорова Г.А., Гайдамак Е.С. Цифровой след в образовательной среде как регулятор профориентации студентов на педагогическую профессию // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 9. С. 1388–1398. doi: 10.17516/1997-1370-0827.
  16. Кушнир М.Э., Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Царьков И.С. Образовательный профиль студента как инструмент персональной образовательной логистики // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 12. С. 48–58. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-48-58.
  17. Мальцев Д.В., Лазукова Е.А., Репецкий Д.С. Осознанный выбор профессии как доминантный мотив обучения в университете // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 10–28. doi: 10.32744/pse.2022.6.1.
  18. Гречушкина Н.В., Арефьева Е.А. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 83–105. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-83-105.
  19. Мирошников С.А., Нотова С.В., Никулина Ю.Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнёров в контексте карьерного развития молодежи // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 8–9. С. 99–115. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-99-115.
  20. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 110–129. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110-129.
  21. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Плесовских Г.А., Шипулло М.С. Исследование карьерной траектории студентов при их включении в социально-трудовые отношения // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 29–33.
  22. Абдрахманова А.А. Реализация индивидуальной образовательно-карьерной траектории как инструмент формирования конкурентоспособности будущих специалистов // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12 (142). С. 59–63. doi: 10.24158/tipor.2019.12.10.
  23. Темнова Л.В., Лизунова О.А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 89–97.
  24. О проведении эксперимента по использованию электронных документов в кадровой работе отдельных федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 18.03.2023 № 413 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406581933.
  25. Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2023. 318 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Vacancy “Programmer” on the website hh.ru

Download (279KB)
3. Figure 2 – Results of answers to the question: “What field are you preparing to become a professional in?”

Download (104KB)
4. Figure 3 – Results of answers to the question: “Do you combine work and study?”

Download (186KB)
5. Figure 4 – Results of answers to the question: “Is your job (part-time job) related to your future specialty?”

Download (105KB)
6. Figure 5 – Results of answers to the question: “Do you plan to change jobs after graduation?”

Download (155KB)

Copyright (c) 2023 Dobudko T.V., Makarov S.I., Pugach O.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».