Методические подходы к преподаванию биологических дисциплин в педагогическом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное преподавание дисциплин «Гистология» и «Анатомия человека» в педагогических вузах характеризуется внедрением новых методических подходов, использованием как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса, развить познавательные и аналитические способности обучающихся, сформировать личностные и профессиональные качества у студентов. Для рационального использования часового фонда, отводимого на изучение биологических дисциплин, необходимо актуализировать содержание, формы и методы проведения аудиторных учебных занятий, а также самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. В статье представлен опыт реализации современных методических подходов (проблемно-ориентированного, здоровьесберегающего) с использованием инновационных форм и методов (межпредметные интегрированные лабораторные занятия, предметные конференции, круглые столы, викторины) обучения студентов педагогического вуза дисциплинам «Гистология с основами эмбриологии» и «Анатомия человека». Для большей визуализации учебного материала по изучаемым дисциплинам на занятиях были использованы ресурсы межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка «Кванториум» ЮУрГГПУ. Об эффективности проведенных учебных занятий с использованием инновационных форм и методов обучения свидетельствуют результаты тестирования студентов и повышение качества обученности по данным дисциплинам.

Об авторах

Татьяна Викторовна Шилкова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: shilkovatv@cspu.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Наталья Владимировна Ефимова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: efimovanv2@cspu.ru

доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Мария Владимировна Семенова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: semenovamv@cspu.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № 5. С. 99–103.
  2. Мелехина Е.А. Профессионализм педагога в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 46–53.
  3. Боженкова М.В., Романов В.И., Степанова И.П. Контроль качества подготовки студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 23–24.
  4. Донсков С.А., Шестакова В.Г., Некрасова И.Л. Роль гистологической лаборатории в процессе преподавания дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» // Евразийский союз ученых. 2015. № 10 (19). С. 36–37.
  5. Кондакова Л.И., Фёдорова О.В., Загребин В.Л. Лекция-визуализация в преподавании морфологических дисциплин // Forcipe. 2020. Т. 3, № 1. С. 37–40.
  6. Урумов З.Э., Цховребова А.И., Малиева З.К. Методика повышения качества обучения гистологии в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 2. С. 236–238.
  7. Гайворонский И.В., Байбаков С.Е. О проблеме оптимизации преподавания анатомии в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4. С. 85–88.
  8. Ризаева Н.А., Коломиец О.М., Николенко В.Н. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины «анатомия человека» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 309–311.
  9. Крачун Г.П. Методологические и дидактические аспекты преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=5455.
  10. Рыхлик С.В. Современные подходы к преподаванию гистологии, цитологии и эмбриологии // Вестник проблем биологии и медицины. 2014. Т. 2 (111), вып. 3. С. 70–74.
  11. Томилина Л.А., Диндяев С.В., Торшилова И.Ю. Использование мультимедийных программ в преподавании гистологии в Ивановской государственной медицинской академии // Фундаментальные и прикладные проблемы гистологии. гистогенез и регенерация тканей: мат-лы науч. конф. (7–8 апреля 2004 года, Санкт-Петербург). СПб., 2004. С. 167–168.
  12. Таскаев И.И., Семченко В.В. Современные технологии образовательного процесса при изучении цитологии, гистологии и эмбриологии животных и человека // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (5). С. 52–57.
  13. Одинцова И.А., Русакова С.Э. Визуализированные гистологические задачи – важный компонент контроля знаний курсантов-медиков // Вестник военного образования. 2020. № 2. С. 64–66.
  14. Окулова И.И., Сунцова Н.А., Жданова О.Б. Использование активных форм и методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология» // Научное обозрение. 2018. № 3. С. 48–53.
  15. Загребин В.Л., Зуб А.В., Кондакова Л.И. Проблемно-ориентированное обучение на лекциях по гистологии // Forcipe. 2020. Т. 3, № 1. С. 41–43.
  16. Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. Виды современных лекций и их характеристика // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. С. 33–37.
  17. Шубина И.В. Методы активизации познавательной деятельности студентов вуза // Матрица научного познания. 2017. № 5. С. 212–219.
  18. Павлова О.М., Исеева Е.А. Наглядные средства обучения в курсе цитологии и гистологии: традиция и современность // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (14–17 ноября 2017 г., г. Санкт-Петербург) / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 242–247.
  19. Ноздрин В.И., Пьявченко Г.А. Применение наглядных материалов и моделей в преподавании курса гистологии, эмбриологии, цитологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (27–29 октября 2016 г., г. Москва) / под ред. В.В. Пасечника. М.: Московский государственный областной университет, 2016. С. 70–72.
  20. Медведева Н.Н., Чекишева Т.Н., Хапилина Е.А. Инновации преподавания дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого // Вестник новых медицинских технологий. 2018. № 6. С. 277–281.
  21. Чечель Е.О. К вопросу активизации познавательной активности студентов // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 3. С. 63–72.
  22. Сухаруков О.В., Охапкина Л.П. Самостоятельная работа как ведущий фактор подготовки молодого специалиста // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 105–107.
  23. Береснева О.Ю., Максимова А.В., Сазонов С.В. Некоторые особенности учебной мотивации студентов на кафедре гистологии // Морфология. 2014. Т. 145, № 3. С. 32–36.
  24. Могильная Г.М., Евглевский А.А., Пейливаньян Э.Г. Основные направления совершенствования методов обучения студентов на кафедре гистологии в условиях ФГОС-3 ВПО // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4. С. 164–167.
  25. Сметанин Е.И., Сейпилов А.А., Сартин К.А. Создание электронно-методического пособия по гистологии для внеаудиторной работы студентов медицинских вузов // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 8. С. 142–143.
  26. Федорова Е.А., Северова Е.А., Юрьева Н.В. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 120–122.
  27. Николенко В.Н., Ризаева Н.А., Оганесян М.В. Возможности рисунка в преподавании анатомии: стимуляция интереса студентов к предмету // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 45–46.
  28. Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность и проблемы организации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 62–65.
  29. Залуцкая Г.Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 12–16.
  30. Рыбалкина Д.Х., Куркин А.В., Риклефс В.П. Интеграция гистологии и информатики при работе с графическими объектами // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 4. С. 316–325.
  31. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Цепов Л.М. Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 46–48.
  32. Юй Р.И., Ергазина М.Ж., Аяпова Ж.О. Преподавание профильных разделов гистологии на стоматологическом факультете КазНМУ // Вестник КазНМУ. 2014. № 3 (2). С. 178–181.
  33. Фёдорова О.В., Кондакова Л.И., Загребин В.Л. Использование бриколажа на семинарских занятиях по морфологии // Forcipe. 2020. Т. 3, № 1. С. 44–46.
  34. Бабичева Т.А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 65. С. 12–17.
  35. Диндяев С.В. Методика интерактивного профессионально ориентированного обучения студентов гистологии, эмбриологии и цитологии с помощью компьютерных средств // Вестник Ивановской медицинской академии. 2012. Т. 17, № 1. С. 55–59.
  36. Шестакова В.Г., Некрасова И.Л., Елисеева Т.И. Визуализация как метод совершенствования компетентностного подхода к обучению дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» // Актуальные проблемы морфологии: эмбриональный и репаративный гистогенез, филогистогенез: сб. науч. тр. / под ред. Э.И. Вальковича, А.В. Дробленкова. СПб.: Сотис-Мед, 2014. С. 132–133.
  37. Кубрякова М.Г., Султанова Т.А. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 762–765.
  38. Шилкова Т.В., Ефимова Т.В., Тараскина И.В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов педагогического вуза // Экология XXI века: синтез образования и науки: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Н.Н. Назаренко. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. С. 106–111.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Выступление студентов с докладами на конференции в рамках дисциплины «Гистология с основами эмбриологии»

Скачать (341KB)
3. Рисунок 2 – Проведение тематической викторины на занятиях по дисциплине «Анатомия человека»

Скачать (223KB)

© Шилкова Т.В., Ефимова Н.В., Семенова М.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».