Методические подходы к преподаванию биологических дисциплин в педагогическом вузе
- Авторы: Шилкова Т.В.1, Ефимова Н.В.1, Семенова М.В.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2023)
- Страницы: 331-338
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/253213
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023123319
- ID: 253213
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное преподавание дисциплин «Гистология» и «Анатомия человека» в педагогических вузах характеризуется внедрением новых методических подходов, использованием как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса, развить познавательные и аналитические способности обучающихся, сформировать личностные и профессиональные качества у студентов. Для рационального использования часового фонда, отводимого на изучение биологических дисциплин, необходимо актуализировать содержание, формы и методы проведения аудиторных учебных занятий, а также самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. В статье представлен опыт реализации современных методических подходов (проблемно-ориентированного, здоровьесберегающего) с использованием инновационных форм и методов (межпредметные интегрированные лабораторные занятия, предметные конференции, круглые столы, викторины) обучения студентов педагогического вуза дисциплинам «Гистология с основами эмбриологии» и «Анатомия человека». Для большей визуализации учебного материала по изучаемым дисциплинам на занятиях были использованы ресурсы межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка «Кванториум» ЮУрГГПУ. Об эффективности проведенных учебных занятий с использованием инновационных форм и методов обучения свидетельствуют результаты тестирования студентов и повышение качества обученности по данным дисциплинам.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Викторовна Шилкова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: shilkovatv@cspu.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскНаталья Владимировна Ефимова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: efimovanv2@cspu.ru
доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскМария Владимировна Семенова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: semenovamv@cspu.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № 5. С. 99–103.
- Мелехина Е.А. Профессионализм педагога в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 46–53.
- Боженкова М.В., Романов В.И., Степанова И.П. Контроль качества подготовки студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 23–24.
- Донсков С.А., Шестакова В.Г., Некрасова И.Л. Роль гистологической лаборатории в процессе преподавания дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» // Евразийский союз ученых. 2015. № 10 (19). С. 36–37.
- Кондакова Л.И., Фёдорова О.В., Загребин В.Л. Лекция-визуализация в преподавании морфологических дисциплин // Forcipe. 2020. Т. 3, № 1. С. 37–40.
- Урумов З.Э., Цховребова А.И., Малиева З.К. Методика повышения качества обучения гистологии в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 2. С. 236–238.
- Гайворонский И.В., Байбаков С.Е. О проблеме оптимизации преподавания анатомии в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4. С. 85–88.
- Ризаева Н.А., Коломиец О.М., Николенко В.Н. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины «анатомия человека» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 309–311.
- Крачун Г.П. Методологические и дидактические аспекты преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=5455.
- Рыхлик С.В. Современные подходы к преподаванию гистологии, цитологии и эмбриологии // Вестник проблем биологии и медицины. 2014. Т. 2 (111), вып. 3. С. 70–74.
- Томилина Л.А., Диндяев С.В., Торшилова И.Ю. Использование мультимедийных программ в преподавании гистологии в Ивановской государственной медицинской академии // Фундаментальные и прикладные проблемы гистологии. гистогенез и регенерация тканей: мат-лы науч. конф. (7–8 апреля 2004 года, Санкт-Петербург). СПб., 2004. С. 167–168.
- Таскаев И.И., Семченко В.В. Современные технологии образовательного процесса при изучении цитологии, гистологии и эмбриологии животных и человека // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (5). С. 52–57.
- Одинцова И.А., Русакова С.Э. Визуализированные гистологические задачи – важный компонент контроля знаний курсантов-медиков // Вестник военного образования. 2020. № 2. С. 64–66.
- Окулова И.И., Сунцова Н.А., Жданова О.Б. Использование активных форм и методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология» // Научное обозрение. 2018. № 3. С. 48–53.
- Загребин В.Л., Зуб А.В., Кондакова Л.И. Проблемно-ориентированное обучение на лекциях по гистологии // Forcipe. 2020. Т. 3, № 1. С. 41–43.
- Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. Виды современных лекций и их характеристика // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. С. 33–37.
- Шубина И.В. Методы активизации познавательной деятельности студентов вуза // Матрица научного познания. 2017. № 5. С. 212–219.
- Павлова О.М., Исеева Е.А. Наглядные средства обучения в курсе цитологии и гистологии: традиция и современность // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (14–17 ноября 2017 г., г. Санкт-Петербург) / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 242–247.
- Ноздрин В.И., Пьявченко Г.А. Применение наглядных материалов и моделей в преподавании курса гистологии, эмбриологии, цитологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (27–29 октября 2016 г., г. Москва) / под ред. В.В. Пасечника. М.: Московский государственный областной университет, 2016. С. 70–72.
- Медведева Н.Н., Чекишева Т.Н., Хапилина Е.А. Инновации преподавания дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого // Вестник новых медицинских технологий. 2018. № 6. С. 277–281.
- Чечель Е.О. К вопросу активизации познавательной активности студентов // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 3. С. 63–72.
- Сухаруков О.В., Охапкина Л.П. Самостоятельная работа как ведущий фактор подготовки молодого специалиста // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 105–107.
- Береснева О.Ю., Максимова А.В., Сазонов С.В. Некоторые особенности учебной мотивации студентов на кафедре гистологии // Морфология. 2014. Т. 145, № 3. С. 32–36.
- Могильная Г.М., Евглевский А.А., Пейливаньян Э.Г. Основные направления совершенствования методов обучения студентов на кафедре гистологии в условиях ФГОС-3 ВПО // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4. С. 164–167.
- Сметанин Е.И., Сейпилов А.А., Сартин К.А. Создание электронно-методического пособия по гистологии для внеаудиторной работы студентов медицинских вузов // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 8. С. 142–143.
- Федорова Е.А., Северова Е.А., Юрьева Н.В. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 120–122.
- Николенко В.Н., Ризаева Н.А., Оганесян М.В. Возможности рисунка в преподавании анатомии: стимуляция интереса студентов к предмету // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 45–46.
- Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность и проблемы организации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 62–65.
- Залуцкая Г.Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 12–16.
- Рыбалкина Д.Х., Куркин А.В., Риклефс В.П. Интеграция гистологии и информатики при работе с графическими объектами // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 4. С. 316–325.
- Левченкова Н.С., Николаев А.И., Цепов Л.М. Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 46–48.
- Юй Р.И., Ергазина М.Ж., Аяпова Ж.О. Преподавание профильных разделов гистологии на стоматологическом факультете КазНМУ // Вестник КазНМУ. 2014. № 3 (2). С. 178–181.
- Фёдорова О.В., Кондакова Л.И., Загребин В.Л. Использование бриколажа на семинарских занятиях по морфологии // Forcipe. 2020. Т. 3, № 1. С. 44–46.
- Бабичева Т.А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 65. С. 12–17.
- Диндяев С.В. Методика интерактивного профессионально ориентированного обучения студентов гистологии, эмбриологии и цитологии с помощью компьютерных средств // Вестник Ивановской медицинской академии. 2012. Т. 17, № 1. С. 55–59.
- Шестакова В.Г., Некрасова И.Л., Елисеева Т.И. Визуализация как метод совершенствования компетентностного подхода к обучению дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» // Актуальные проблемы морфологии: эмбриональный и репаративный гистогенез, филогистогенез: сб. науч. тр. / под ред. Э.И. Вальковича, А.В. Дробленкова. СПб.: Сотис-Мед, 2014. С. 132–133.
- Кубрякова М.Г., Султанова Т.А. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 762–765.
- Шилкова Т.В., Ефимова Т.В., Тараскина И.В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов педагогического вуза // Экология XXI века: синтез образования и науки: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Н.Н. Назаренко. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. С. 106–111.
Дополнительные файлы
