Formation of mediation competence among secondary school students while teaching French

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Mediative competence defines the relevant skills of interaction, mediation and cooperation, which is important in the modern world due to international integration and globalization. However, insufficient attention is paid to it in the Russian methodology and the education system as a whole. There are no tasks for the development of mediation competence in French textbooks for secondary schools. The article examines the essence of the concept of «mediative competence», as well as the pecularities of its development while teaching schoolchildren. The article presents the author's set of mediative exercises. The methodological basis of the experimental research was the theoretical provisions of the development of mediative competence through interactive technologies. The study was conducted from November 2022 to January 2023 in the form of experimental lessons/parts of French lessons in the 8th grade of Petrozavodsk gimnasium № 17. 20 students took part in the experiment. The results of the study demonstrate the presence of positive dynamics in the development of mediative competence of students of the experimental group. According to the results of the study, it can be concluded that little attention is paid to the development of mediative competence in Russian schools. It is necessary to introduce more tasks for the formation of mediative competence into the learning process and ensure that they are performed on a regular basis.

About the authors

Tatiana M. Tatarina

Petrozavodsk State University

Author for correspondence.
Email: tattan@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages for Students of Humanities Department

Russian Federation, Petrozavodsk

Maria A. Gorbacheva

Petrozavodsk State University

Email: s.masha.4200@gmail.com

student of Foreign Languages Institute

Russian Federation, Petrozavodsk

References

  1. Cadre européen commun de référence pour les langues: apprendre, enseigner, évaluer. Volume complémentaire. Strasbourg, 2021. 292 p.
  2. Schädlich B. The implementation of linguistic mediation in modern language instruction in germany: official instructions, textbooks, class practices // Ela. Études de Linguistique Appliquée. 2012. Vol. 167, iss. 3. P. 325–339.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 335 с.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58–64.
  5. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156–163.
  6. Аллахвердова О.В., Иванова Е.Н. История развития медиации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 2–2. С. 73–77.
  7. Панова И.А. Медиация: проблемы и пути их решения // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 10. С. 73–83.
  8. Плеханова Ю.В., Степанова М.А. Феномен лингвокультурной и транскультурной медиации: концепция стран Европейского союза // Лингвокультурная и транскультурная медиация как межкультурный феномен: вопросы теории и практики: колл. монография. Уфа, 2018. С. 7–40.
  9. Киндеркнехт А.С., Колада В.В. Термин «медиация» в современных научных исследованиях по переводу // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 6. С. 30–49.
  10. Колесников А.А., Денисов М.К. Формирование медиативной компетенции при обучении иностранным языкам в школе // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 1 (34). С. 23–33.
  11. Ланкина О.Ю. Содержание понятия «медиация» в обучении иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 175–183.
  12. Ардовская Р.В. Сущность понятий «медиативная деятельность» и «медиативная компетентность» // Труды Современной гуманитарной академии. 2009. № 3. С. 47–65.
  13. Погосян В.А. Дискурсивная компетенция // Вестник Герценовского университета. 2011. № 12 (98). С. 76–77.
  14. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. L’oiseau bleu 7–8: Methode de français (Французский язык. Второй иностранный язык. 7–8 классы: учебник). 7-е изд. М.: Просвещение, 2019. 232 с.
  15. Селиванова H.A., Шашурина А.Ю. Французский язык. 8–9 классы. Rencontres (встречи). Второй иностранный язык. Второй и третий год обучения: учебник. М.: Просвещение, 2021. 224 с.
  16. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
  17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  18. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2011. 384 с.
  19. Акоста В.Е. Психолингвистический феномен «положительный перенос» в свете овладения вторым иностранным языком // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1 (35). С. 277–280.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Tatarina T.M., Gorbacheva M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».