Introducing teenage students of the children's art school to self-education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the relevance of the study of the problem of introducing adolescent students of the department of fine arts of the children's school of arts to self-education is substantiated. The article presents the theoretical and methodological foundations of the study, the results of the analysis of scientific papers that reveal the concept of «self-education», the essence of the phenomenon being studied and illuminating the experience of organizing self-education of students, the age characteristics of modern adolescents and the types of hobbies of adolescent students of the children's art school (intellectual, aesthetic, egocentric; hobbies of the bodily–manual type, informative and communicative) highlighted by the authors are characterized as prerequisites for their self-education. The authors have concretized the scientific content of the concept of «introducing adolescents to self-education», interpreted in the work as the inclusion of a student in a conscious activity aimed at self-knowledge, self-change associated with the development of their own strengths and abilities in accordance with beliefs and independently set goals for the benefit of themselves, society and the state. The results of an empirical study conducted by the authors of the process of introducing adolescent students of the department of fine arts of children's school of arts to self–education during the study of the discipline «Composition» are presented, and the methods of such research are characterized. In accordance with the purpose of the study, the structure of the teacher's activity to introduce adolescents to self-education is substantiated and experimentally verified (using the example of the implementation of the discipline program «Composition» as a process of solving pedagogical tasks, including a preparatory stage, which involves the nomination of a goal; initial diagnosis, forecasting of performance results, development of the content of the program for introducing students to self-education; the main or constructive transformative stage, including the implementation of the program in the process of pedagogical interaction, intermediate control of the results of work with pupils, organization of reflection of students; and the control and evaluation stage, the content of which includes the final control of the work carried out, evaluation and analysis of effectiveness pedagogical interaction, correction of the teacher's activity); technologies and teaching methods (information and communication technologies, the «inverted classroom» learning model and art pedagogical methods) have been identified and tested, which have the greatest impact on changes in adolescents' understanding of the meaning of self-education and knowledge about it; on the adequacy of students' self-assessment of artistic and creative skills; on the development of adolescents' desire for self-education.

About the authors

Antonina I. Smolyar

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: smol_53@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Music Education Department

Russian Federation, Samara

Arina A. Eremina

Children's Art School № 11 of Samara Urban Okrug

Email: eremina.arina@sgspu.ru

pedagogue of additional education

Russian Federation, Samara

References

  1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71057260.
  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. 32 с.
  3. Щуркова Н.Е. Система достойного воспитания. Методическое пособие педагога–практика. М.: Изд-во АСТ, 2020. 256 с.
  4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. 334 с.
  5. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. 140 с.
  6. Кочетов А.И. Самовоспитание подростка: монография. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1967. 168 с.
  7. Ковалев А.Г., Бодалев А.А. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1958. 90 с.
  8. Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 156–159.
  9. Осипов П.Н. Единство воспитания и самовоспитания – основа подготовки специалиста // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 2. С. 117–123.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Флинта, 2004. 670 с.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  12. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984. 285 с.
  13. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  14. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
  15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: URSS, 2018. 320 с.
  16. Иващенко А.В. Самовоспитание личности: механизмы и функции его осуществления // Акмеология. 2004. № 1. С. 51–54.
  17. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 70–72.
  18. Куликова Л.Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1990. 38 с.
  19. Смоляр А.И. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству самовоспитанием школьников: дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 233 с.
  20. Илюхина М.О. Формирование готовности будущего учителя к организации нравственного самовоспитания школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 23 с.
  21. Фандина Н.А. Подготовка студентов к организации процесса самовоспитания младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2003. 18 с.
  22. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А. Психолого-педагогическая программа самовоспитания в подростковом и раннем юном возрасте [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN519.pdf.
  23. Приобщить // Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С. 985.
  24. Приобщить // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А Темп», 2006. С. 596.
  25. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Новое время – Новая дидактика: педагогические идеи Л.В. Занкова и школьная практика: сб. М.; Самара: Корпорация Федоров, 2001. С. 5–24.
  26. Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / отв. ред. Л.С. Подымова, Н.А. Подымов. М.: МПГУ, 2020. 290 с.
  27. Бурова Н.В. Категория «приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 3 (17). С. 82–88.
  28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 608 с.
  29. Сергоманов П.А., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 4. С. 40–53.
  30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1983. 255 с.
  32. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с.
  33. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  34. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве: монография. М.: Мир науки, 2019. 100 с.
  35. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56–67.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Smolyar A.I., Eremina A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».