Принципы педагогики сотрудничества при обучении иностранному языку в аграрном вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению и анализу положений педагогики сотрудничества, сформулированных в конце 1980-х годов отечественными учеными-новаторами и предопределивших дальнейшее развитие всей системы образования в России. Подчеркивается, что в настоящее время сохраняется актуальность принципов педагогики сотрудничества, так как их применение способствует успешной реализации требований, заложенных в основу современного Федерального государственного образовательного стандарта. Отмечается, что принципы педагогики сотрудничества при преподавании иностранного языка студентам аграрных университетов способны значительно повысить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной компетенции. Таким образом, следование принципам педагогики сотрудничества при обучении иностранному языку благодаря универсальности и интегративности данной дисциплины дает возможность параллельного решения учебных и воспитательных задач, что в конечном итоге приводит к подготовке квалифицированных кадров в сфере сельского хозяйства, обладающих гуманистическим мировоззрением, критическим мышлением, творческим подходом к выбранному делу, способных решать вызовы сегодняшнего времени. Акцентируется внимание на значимости роли преподавателя в образовательном процессе, его умении выстроить субъект-субъектные отношения, найти индивидуальный подход к каждому студенту. Обобщены принципы реализации педагогики сотрудничества при обучении иностранному языку в Курском государственном аграрном университете имени И.И. Иванова, приведены используемые на занятиях конкретные приемы и методы, которые помогают создать комфортную образовательную среду для будущих аграриев, а также оказывают влияние на выбор их нравственных ориентиров.

Об авторах

Светлана Вячеславовна Никитина

Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова

Автор, ответственный за переписку.
Email: marnica@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук

Россия, Курск

Ольга Владимировна Пигорева

Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова

Email: ovpigoreva@yandex.ru

доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и гуманитарных наук

Россия, Курск

Список литературы

  1. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника: указ Президента РФ от 27.06.2022 № 401 [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/404893479.
  2. Петрова Н.С., Петров А.Ю., Чумакова Л.А. Педагогика сотрудничества как современная форма взаимоотношений в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–3. С. 180–184.
  3. Помелов В.Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 74–89.
  4. Плетенева И.Ф., Демин А.Ю. Реализация идей гуманистической педагогики в деятельности отечественной высшей педагогической школы в 70–80-е годы XX в. 2-е изд., испр. и доп. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. 116 с.
  5. Копылова Н.А. Современная педагогика сотрудничества как научная основа взаимодействия и совместной деятельности преподавателей и студентов высшей школы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3, № 2. С. 21–29.
  6. Перькова Е.Л., Широбокова Л.П., Никитина С.В. Специфика работы с профессионально-ориентированным текстом на неязыковых факультетах // Обучение иностранному языку: современность и перспективы: сб. науч. ст. регион. науч.-метод. конф., посв. 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры иностранных языков (Курск, 4–5 октября 2019 г.). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 342–349.
  7. Пигорева О.В. Современные подходы к преподаванию исторических дисциплин в аграрном вузе в контексте модернизации образования // Инновации в научно-техническом обеспечении агропромышленного комплекса России: мат-лы всерос. (нац.) науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. акад., 2020. С. 226–232.
  8. Роговская Н.И., Пашковская Н.Д. Формирование познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыковых специальностей вуза на основе личностно ориентированного подхода при применении комплекса заданий и упражнений // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 6 (169). С. 66–72.
  9. Никитина С.В. Содержание понятия «коммуникативная компетентность» применительно к процессу иноязычного образования бакалавров по направлению подготовки «Агрономия» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35). С. 149–154.
  10. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006. 240 с.
  11. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1986. 103 с.
  12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 559 с.
  13. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
  14. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. М., 1998. 82 с.
  15. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 1997. 186 с.
  16. Никитина С.В. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у будущих агрономов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Орел, 2016. 22 с.
  17. Волков И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М.: Педагогика, 1982. 86 с.
  18. О педологическом анализе педагогического процесса // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2005. С. 479–506.
  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
  20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Никитина С.В., Пигорева О.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».