Профессионально ориентированное проектирование учебно-методического обеспечения иноязычной подготовки по направлению «Юриспруденция»
- Авторы: Парнюк Н.В.1, Дон З.Г.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 306-312
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/253097
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122318
- ID: 253097
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью исследования является проектирование и моделирование рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» (по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профиль подготовки: уголовно-правовой, квалификация: магистр) и элементов учебно-методического обеспечения дисциплины в контексте междисциплинарного подхода. Актуальность проблемы заключается в необходимости развития межпредметных связей при формировании и реализации учебно-методического обеспечения дисциплины. В статье проанализировано понятие «междисциплинарность», «междисциплинарное образование» как учеными отечественной педагогической науки, так и зарубежными исследователями, выделены характеристики междисциплинарного образования, разработана структура междисциплинарного подхода к изучению иностранного языка, приведено описание элементов учебно-методического обеспечения дисциплины; показан алгоритм создания тематического плана и учебно-методического пособия, проведено анкетирование обучающихся. Исследование показало, что междисциплинарный подход к обучению иностранному языку осуществляется через опору иностранного языка на профильные дисциплины с целью установления значимых, с точки зрения обучающихся, связей между дисциплинами для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и совершенствования профессиональных знаний посредством языка, а именно умения находить, понимать, синтезировать и использовать знания профильных дисциплин через английский язык и на языке, расширяя профессиональную и личностную картины мира.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталия Витальевна Парнюк
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: nparnyuk@mail.ru
кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой иностранных языков
Россия, Санкт-ПетербургЗоя Георгиевна Дон
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Email: don.zoja@yandex.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Богоудинова Р.З., Городецкая И.М. Междисциплинарный подход в интерактивном самообразовании // Инженерное образование. 2016. № 20. С. 52–56.
- Жиронкина О.В., Рольгайзер А.А. Реализация междисциплинарного подхода при обучении иностранному языку в вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 3. С. 146–163. doi: 10.52944/port. 2022.50.3.004.
- Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2014. № 3. С. 64–70.
- Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза // Вестник Минского университета. 2021. Т. 9, № 2 (35). doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-2-2.
- Попова Н.В. Междисциплинарный подход к обучению иностранному языку в многопрофильном вузе: монография. СПб.: Политех-Пресс, 2022. 111 с. DOI: 10. 18720/spbpu/5/tr22-131.
- Schijf J.E., van der Werf G.P.C., Jansen E.P.W.A. Measuring interdisciplinary understanding in higher education // European Journal of Higher Education. 2022. doi: 10.1080/21568235.2022.2058045.
- Warkentien S., Goeking J., Dilig R., Knapp L., Stanley R. Interdisciplinary education: literature review and landscape analysis. Washington: RTI International, 2022. 67 p.
- Xu C., Wu C.-F., Xu D.-D., Lu W.-Q., Wang K.-Y. Challenges to student interdisciplinary learning effectiveness: an empirical case study // Journal of Intelligence. 2022. Vol. 10, iss. 4. doi: 10.3390/jintelligence10040088.
- Chettiparamb A. Interdisciplinarity: a literature review. Southampton: The interdisciplinary teaching and learning group, 2007. 59 p.
- Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы): распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р // Гарант.ру. https:// base.garant.ru/400170256.
- Frank R. Interdisciplinary: the first half century // Stanley E.G., Hoad T.F. Words: For Robert Burchfield’s Sixty Fifth Birthday. Cambridge: D.S. Brewer, 1988. P. 139–151.
- Sills D.L. A note on the origin of «interdisciplinary» // Items. 1996. Vol. 50, iss. 1. P. 17–18.
- Practising Interdisciplinarity / eds. P. Weingart, N. Stehr. Toronto: University of Toronto Press, 2000. 294 p.
- Klein J.T. A conceptual vocabulary of interdisciplinary science // Practising Interdisciplinarity / eds.: P. Weingart, N. Stehr. Toronto: University of Toronto Press, 2000. P. 3–24.
- Сенашенко В.С. Междисциплинарность образования как отражение многообразия окружающего мира // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 88–95. doi: 10.15826/umpa.2017.01.008.
- Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II, № 2. С. 5–14.
- Бушковская Е.А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения // Молодой ученый. 2009. № 5 (5). С. 178–182.
- Klein J.T., Newell W.H. Advancing interdisciplinary studies // Handbook of the Undergraduate Curriculum / eds. J. Gaff, J. Ratcliff. San Francisco: Jossey-Bass, 1997. P. 3–22.
- Stern H.H. Fundamental concepts of language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1983. 582 p.
- Tchudi S., Lafer S. Interdisciplinary English and the contributions of English to an interdisciplinary curriculum // The English Journal. 1997. Vol. 86, № 7. P. 21–29. doi: 10.2307/819857.
- Русинова Н.В., Степанова М.М. Междисциплинарная интеграция при обучении иностранному языку и культуре в магистратуре по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 939–951. doi: 10.20310/1810-0201-2022-27-4-939-951.
- Король А.В. Формирование способностей к творческому применению профессионально-нравственных знаний и умений курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3 (69). С. 93–96.
- Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1 (25). С. 115–120.
- Martin P.W. Key aspects of teaching and learning in arts, humanities and social sciences // A handbook for teaching and learning in higher education. Enhancing academic practice. Third edition / eds. H. Fry, S. Ketteridge, S. Marshall. New York, London: Routledge, 2009. P. 300–322.
- Халяпина Л.П., Попова Н.В., Кузнецова О.В. Междисциплинарное проектирование как средство реализации интегрированного предметно-языкового обучения в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 3. С. 145–152. doi: 10.18721/jhss.8314.
- Klein J.T. A platform for a shared discourse of interdisciplinary education // Journal of Social Science Education. 2006. Vol. 5, № 4. P. 10–18. doi: 10.4119/unibi/ jsse-v5-i4-1026.
- Баркова А.И., Иващенко Н.П., Парнюк Н.В. Английский язык: учеб.-метод. пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2021. 234 с.
- Шепелева Т.А. Обучение латинскому языку на юридическом факультете // Социально-политические науки. 2012. № 3. С. 63–66.
