Профессионально ориентированное проектирование учебно-методического обеспечения иноязычной подготовки по направлению «Юриспруденция»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью исследования является проектирование и моделирование рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» (по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профиль подготовки: уголовно-правовой, квалификация: магистр) и элементов учебно-методического обеспечения дисциплины в контексте междисциплинарного подхода. Актуальность проблемы заключается в необходимости развития межпредметных связей при формировании и реализации учебно-методического обеспечения дисциплины. В статье проанализировано понятие «междисциплинарность», «междисциплинарное образование» как учеными отечественной педагогической науки, так и зарубежными исследователями, выделены характеристики междисциплинарного образования, разработана структура междисциплинарного подхода к изучению иностранного языка, приведено описание элементов учебно-методического обеспечения дисциплины; показан алгоритм создания тематического плана и учебно-методического пособия, проведено анкетирование обучающихся. Исследование показало, что междисциплинарный подход к обучению иностранному языку осуществляется через опору иностранного языка на профильные дисциплины с целью установления значимых, с точки зрения обучающихся, связей между дисциплинами для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и совершенствования профессиональных знаний посредством языка, а именно умения находить, понимать, синтезировать и использовать знания профильных дисциплин через английский язык и на языке, расширяя профессиональную и личностную картины мира.

Об авторах

Наталия Витальевна Парнюк

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: nparnyuk@mail.ru

кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой иностранных языков

Россия, Санкт-Петербург

Зоя Георгиевна Дон

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: don.zoja@yandex.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Богоудинова Р.З., Городецкая И.М. Междисциплинарный подход в интерактивном самообразовании // Инженерное образование. 2016. № 20. С. 52–56.
  2. Жиронкина О.В., Рольгайзер А.А. Реализация междисциплинарного подхода при обучении иностранному языку в вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 3. С. 146–163. doi: 10.52944/port. 2022.50.3.004.
  3. Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2014. № 3. С. 64–70.
  4. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза // Вестник Минского университета. 2021. Т. 9, № 2 (35). doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-2-2.
  5. Попова Н.В. Междисциплинарный подход к обучению иностранному языку в многопрофильном вузе: монография. СПб.: Политех-Пресс, 2022. 111 с. DOI: 10. 18720/spbpu/5/tr22-131.
  6. Schijf J.E., van der Werf G.P.C., Jansen E.P.W.A. Measuring interdisciplinary understanding in higher education // European Journal of Higher Education. 2022. doi: 10.1080/21568235.2022.2058045.
  7. Warkentien S., Goeking J., Dilig R., Knapp L., Stanley R. Interdisciplinary education: literature review and landscape analysis. Washington: RTI International, 2022. 67 p.
  8. Xu C., Wu C.-F., Xu D.-D., Lu W.-Q., Wang K.-Y. Challenges to student interdisciplinary learning effectiveness: an empirical case study // Journal of Intelligence. 2022. Vol. 10, iss. 4. doi: 10.3390/jintelligence10040088.
  9. Chettiparamb A. Interdisciplinarity: a literature review. Southampton: The interdisciplinary teaching and learning group, 2007. 59 p.
  10. Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы): распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р // Гарант.ру. https:// base.garant.ru/400170256.
  11. Frank R. Interdisciplinary: the first half century // Stanley E.G., Hoad T.F. Words: For Robert Burchfield’s Sixty Fifth Birthday. Cambridge: D.S. Brewer, 1988. P. 139–151.
  12. Sills D.L. A note on the origin of «interdisciplinary» // Items. 1996. Vol. 50, iss. 1. P. 17–18.
  13. Practising Interdisciplinarity / eds. P. Weingart, N. Stehr. Toronto: University of Toronto Press, 2000. 294 p.
  14. Klein J.T. A conceptual vocabulary of interdisciplinary science // Practising Interdisciplinarity / eds.: P. Weingart, N. Stehr. Toronto: University of Toronto Press, 2000. P. 3–24.
  15. Сенашенко В.С. Междисциплинарность образования как отражение многообразия окружающего мира // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 88–95. doi: 10.15826/umpa.2017.01.008.
  16. Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II, № 2. С. 5–14.
  17. Бушковская Е.А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения // Молодой ученый. 2009. № 5 (5). С. 178–182.
  18. Klein J.T., Newell W.H. Advancing interdisciplinary studies // Handbook of the Undergraduate Curriculum / eds. J. Gaff, J. Ratcliff. San Francisco: Jossey-Bass, 1997. P. 3–22.
  19. Stern H.H. Fundamental concepts of language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1983. 582 p.
  20. Tchudi S., Lafer S. Interdisciplinary English and the contributions of English to an interdisciplinary curriculum // The English Journal. 1997. Vol. 86, № 7. P. 21–29. doi: 10.2307/819857.
  21. Русинова Н.В., Степанова М.М. Междисциплинарная интеграция при обучении иностранному языку и культуре в магистратуре по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 939–951. doi: 10.20310/1810-0201-2022-27-4-939-951.
  22. Король А.В. Формирование способностей к творческому применению профессионально-нравственных знаний и умений курсантами образовательных организаций МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3 (69). С. 93–96.
  23. Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1 (25). С. 115–120.
  24. Martin P.W. Key aspects of teaching and learning in arts, humanities and social sciences // A handbook for teaching and learning in higher education. Enhancing academic practice. Third edition / eds. H. Fry, S. Ketteridge, S. Marshall. New York, London: Routledge, 2009. P. 300–322.
  25. Халяпина Л.П., Попова Н.В., Кузнецова О.В. Междисциплинарное проектирование как средство реализации интегрированного предметно-языкового обучения в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 3. С. 145–152. doi: 10.18721/jhss.8314.
  26. Klein J.T. A platform for a shared discourse of interdisciplinary education // Journal of Social Science Education. 2006. Vol. 5, № 4. P. 10–18. doi: 10.4119/unibi/ jsse-v5-i4-1026.
  27. Баркова А.И., Иващенко Н.П., Парнюк Н.В. Английский язык: учеб.-метод. пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2021. 234 с.
  28. Шепелева Т.А. Обучение латинскому языку на юридическом факультете // Социально-политические науки. 2012. № 3. С. 63–66.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структура междисциплинарного подхода к изучению иностранного языка

Скачать (175KB)
3. Рисунок 2 – Обобщенная модель междисциплинарных связей

Скачать (50KB)

© Парнюк Н.В., Дон З.Г., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».