Постоянные и временные экспозиции суккулентов Ботанического сада Петра Великого как средство биологического и экологического просвещения
- Авторы: Калугин Ю.Г.1, Мусинова Л.П.1
-
Учреждения:
- Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 222-227
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/22358
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764305
- ID: 22358
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описывается один из способов организации просветительской работы в Ботаническом саду Санкт-Петербурга. Авторами поднимается проблема актуализации экологических знаний у населения и сохранения биоразнообразия посредством досуговой деятельности. Дается анализ просветительской работы в российских ботанических садах и некоторых иностранных садах в настоящее время. Авторы вводят термин «комплексный сад» как сад широких просветительских возможностей. Богатый образовательный потенциал Ботанического сада Петра Великого раскрывается через описание постоянно и временно действующих экспозиций растений одного из старейших и крупнейших садов в России. Дается описание коллекции растений и экспозиций в целом, а также описываются принципы их формирования. Авторы делают выводы о том, какие знания лучше усваиваются на постоянно или временно действующих экспозициях. На примере экспозиций суккулентных растений показаны разнообразные темы для изучения, дается подробное описание содержания выставок, описываются способы активной и пассивной деятельности посетителей. Как матрица для других мероприятий просветительской направленности в статье приводится схема формирования экологических и биологических знаний. Авторы раскрывают цели каждого из «полей», а также проблематику «мотивационного поля».
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Гурьянович Калугин
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kalugin_yuri@list.ru
научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургЛариса Петровна Мусинова
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: larmuss@rambler.ru
методист культурно-просветительского центра
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- The Global Strategy for Plant Conservation: 2011-2020 // Published by Botanic Gardens Conservation International for the Convention on Biological Diversity, September 2012. Richmond, UK.
- Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов России. - http://caresd.net/ img/docs/530.pdf.
- Dodd J., Jones C. Redefining the role of botanic gardens - towards a new social purpose. Research Centre for Museums and Galleries (RCMG), BGCI, 2010. 142 p.
- Наумцев Ю.В. Ботанический сад - место, в котором живет душа // Сады в наших сердцах: коллективная монография по материалам 3-й междунар. конф. «Жизнь в гармонии: ботанические сады и общество - диалог без границ». Тверь, Россия, 13-16 октября 2013 г. Тверь: Полипресс, 2013. С. 122-130.
- Андреева А.Е., Дубенюк А.П., Паршин А.Ю., Ретеюм А.А. Проведение выставок и фестивалей как ключевой элемент стратегии развития ботанического сада // Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент: мат-лы Первой междунар. науч.-практ. конф. 22-26 июня 2016 г., Санкт-Петербург, Россия. СПб.: ООО «Полиграфический комплекс», 2016. С. 52-56.
- Bowker R. Children’s perceptions of plants following their visit to the Eden Project. Research in Science and Technological Education, 22 (2), 2004. P. 227-243.
- South M. Can a botanic garden education visit increase children’s environmental awareness? // L.A. Sutherland, T.K. Abraham, J. Thomas (Eds.), The power for change: Botanic gardens as centres of excellence in education for sustainability. Proceedings of the 4th International Congress on Education in Botanic Gardens. Richmond, Surrey: Botanic Gardens Conservation International, 1999. P. 68-76.
- Dr. Paul Keßler and Hanneke Jelles. A walk in the park? Science, young people and the hortus. BGCI, 2017. Roots. Vol. 14 (1). P. 17-19.
- Sanders D. Making public the private life of plants: The contribution of informal learning environments. International Journal of Science Education, 29 (10), 2007. P. 1209-1228.
- Калугин Ю.Г., Мусинова Л.П. Особенности ведения научно-просветительской работы в Ботаническом саду Петра Великого // Роль ботанических садов и дендрариев в сохранении, изучении и устойчивом использовании разнообразия растительного мира: мат-лы междунар. науч. конф., посв. 85-летию Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси (г. Минск, 6-8 июня 2017 г.). В 2 ч.Ч. 1 / Национальная академия наук Беларуси; Центральный ботанический сад; редкол.: В.В. Титок [и др.]. Мн.: Медисонт, 2017. С. 393-397.
- Арнаутова Е.М., Романова Е.Л. Оранжереи Ботанического сада Петра Великого. СПб.: ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг», 2016. 68 с.
- Olin P., Schneider E. Administering the public garden // Сады в наших сердцах: Коллективная монография по материалам 3-й междунар. конф. «Жизнь в гармонии: ботанические сады и общество - диалог без границ». Тверь, Россия, 13-16 октября 2013 г. «Издательство Полипресс», 2013. С. 74-86.
- National Botanic Garden of Wales [El. resource] // https://botanicgarden.wales.
- Singapore Botanic Gardens [El. resource] // https://sbg.org.sg.
- The New York Botanical Garden [El. resource] // https://nybg.org.
- Tegegn Argaw Opportunities of Botanical Garden in Environmental and Development Education to Support School Based Instruction in Ethiopia. Journal of Biology, Agriculture and Healthcare. 2015. Vol. 5, № 15. P. 92-109.
- Tunnicliffe S.D. Talking about plants: Comments of primary school groups looking at plant exhibits in a botanical garden // Journal of Biological Education. 2001. 36 (1). P. 27-34.
- Peter Wyse Jackson The developing role of botanic gardens in plant conservation: implementing the global strategy for plant conservation // Сады в наших сердцах: Коллективная монография по материалам 3-й междунар. конф. «Жизнь в гармонии: ботанические сады и общество - диалог без границ». Тверь, Россия, 13-16 октября 2013 г. Тверь, 2013. С. 35-51.
Дополнительные файлы
