Детские и подростковые погребения начала медно-бронзового века на примере майкопско-новосвободненской общности
- Авторы: Кореневский С.Н.1
-
Учреждения:
- Институт археологии РАН
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 124-131
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/22297
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764203
- ID: 22297
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема детских и подростковых захоронений майкопско-новосвободненской общности (МНО) Предкавказья. Установлено, что в вариантах МНО, в которых под большими насыпями курганов хорошо представлены захоронения лидеров с оружием, инструментами и золотом, погребения детей крайне редки и специфичны. В немногих зафиксированных захоронениях детей из очерченного круга памятников в состав инвентаря входит оружие, золото, инструменты. Таков контекст галюгаевско-серегинского, долинского вариантов и новосвободненской группы горизонта гробниц. Подобная ситуация позволяет предполагать передачу ребенку по наследству высокого статуса его родителей и специфические культы детского захоронения. В погребениях псекупского варианта погребения с символикой оружия и инструментов немногочисленны, а большие курганы не известны. Много захоронений вообще не содержат оружия и инструментов. Детские захоронения с керамикой псекупского варианта или близкой ему ранней новосвободненской группы зафиксированы как грунтовое детское кладбище. Они также включаются в подкурганные комплексы захоронений вместе с погребениями взрослых людей. Детские захоронения псекупского варианта и ранней новосвободненской группы не содержат оружия, инструментов, а также украшений из меди и золота. Дважды открыты погребения детей племен МНО в сосудах. Таким образом, люди майкопско-новосвободненской общности относились к детским погребениям неодинаково. Нередко на традиции погребения ребенка или подростка, символику сопровождающего его инвентаря могли влиять тенденции к элитарному ранжированию захоронений с военно-производственной символикой и специфика самих культов детских погребений для каждого из вариантов МНО.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Николаевич Кореневский
Институт археологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: skorenevskiy@yandex.ru
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела бронзового века
Россия, МоскваСписок литературы
- Faisal El-Wailly, Behnam Abu Es-Soof. The Excavations at Tell Es-Sawwan. First Preliminary Report (1964) // Sumer. 1965, V. XXI, № 1, 2. P. 17-32.
- Мерперт Н.Я., Мунчаев Р.М. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии / ред. В.И. Сарианиди. М.: Наука, 1981. 320 с.
- Todorova H. Durankulak, Band II, Tail. I (der prähistoroschen Gräber von Durenkulak) Sofia. 2002. 158 s.
- Todorova H., Durankulak, Band II, Tail. II (der prähistoroschen Gräber von Durenkulak). Sofia. 2002. Tabl. 203.
- Агапов С.А., Васильев И.Б., Пестрикова В.И. Хвалынский энеолитический могильник. Куйбышев.: Изд. Саратовского университета. 1990. 147 с.
- Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М.: Наука, 1975. 414 с.
- Кореневский С.Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. Майкопско-новосвободненская общность, проблемы внутренней типологии. М.: Таус, 2004. 242 с.
- Кореневский С.Н. Древнейший металл Предкавказья. Типология. Историко-культурный аспект. М.: Таус, 2011. 385 с.
- Канторович А.Р., Маслов В.Е., Петренко В.Г. Погребения майкопской культуры кургана 1 могильника Марьинский - 5 // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа Вып. XI. М.: Изд. Памятники исторической мысли, 2013. С. 71-108.
- Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х. Курганы эпохи бронзы у селений Чегем 1, Чегем 11 и Кишпек // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Нальчик.: Изд. Эльбрус, 1984. С. 7-87.
- Кореневский С.Н. Оружие в комплексах культур начала медно-бронзового века (V-IV тысячелетия до н.э.) Очерки военизации древних обществ по данным археологии. Подунавье, юг Восточной Европы, Кавказ, Ближний Восток) / науч. ред. акад. В.И. Молодин. М.: Изд. Ин-та археологии РАН, 2017. 283 с.
- Резепкин А.Д. Новосвободненская культура. СПб.: Изд. «Нестор-История», 2012. 342 с.
- Попова Т.Б. Дольмены станицы Новосвободной // Труды ГИМ Вып. XXXIV. М.: Изд ГИМ, 1963. 46 с.
- Кореневский С.Н. Современные проблемы изучения майкопской культуры // Археология Кавказа и Ближнего Востока. М.: Таус, 2008. С. 71-122.
- Кореневский С.Н. Могильник «Клады» и об интерпретации его материалов // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 15. Армавир-Краснодар.: Изд. ООО Кубаньархеология, 2015. С. 5-39.
- Сорокина И.А., Орловская Л.Б. Погребения майкопского времени Общественного II могильника в Степном Закубанье // Вестник Шелкового пути. Археологические источники. Вып. 1. М.: Изд. ООО Шелковый путь, 1993. С. 223-261.
- Кореневский С.Н., Калмыков А.А. Майкопские погребения кургана 22 могильника Айгурский // Российская археология. 2017. № 4. С. 77-94.
- Belinskij A., Hansen S., Reinhold S. The Great Kurgan from Nalčik. A Preliminary Report // Subartu. V. XVIII.Brussel.: Brepols, 2017. P. 24.
- Кореневский С.Н., Белинский А.Б., Калмыков А.А. Большой Ипатовский курган на Ставрополье как археологический источник по эпохе бронзового века на степной границе Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 2007. 229 с.
- Крупнов Е.И. Археологические исследования в Кабардинской АССР // Ученые записки КНИИ. Т. IV. Нальчик, 1950. С. 206.
- Яцюк Д.А. Отчет об итогах проведения охранно-спасательных работ на памятнике археологии курган № 1 «курганной группы из 4 курганов» в Тимашевском районе Краснодарского края. Краснодар. 2012 // Архив ИА РАН. № 36440.
- Кореневский С.Н., Медникова М.Б., Добровольская М.В., Яцюк Д.А. Майкопские погребения могильника Ольховский // Месопотамия и Кавказ в эпоху энеолита и бронзового века: сборник статей в честь 90-летия д.и.н., члена-корреспондента РАН Рауфа Магомедовича Мунчаева / отв. ред. Ш.Н. Амиров. М., 2018 (в печати).
- Бианки А.М., Днепровский К.А. Об одном из вариантов погребального обряда майкопской культуры // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988. С. 71-85.
- Кореневский С.Н., Медникова М.Б., Бочковой В.В. Новые данные о разнообразии погребальных обрядов майкопско-новосвободненской общности // Археология, этнография и антропология Евразии. 2015. Т. 43, № 2. С. 34-42.
- Museibly N. Some issues on general features of the Leilatepe culture // Археология и этнография Азербайджана. № 1. Баку.: Hazar University, 2016. С. 20.
- Marro C., Bakhshaliyev V., Ashurov S., Excavations at Ovcular tepesi (Nakhihichivan, Azerbaïdjan). Second preliminary report: 2009-2010 seasons // Anatolia Antiqua. Vol. XIX, 2011. P. 53-100.
- Gopher A., Tsuk T. The Nahal Qanah Cave: Earliest Gold in the Southern Levant (Monograph series; № 12). Ed. A. Goрher. Tel Aviv.: Tel Aviv University, 1996. 250 p.
- Olsen H. Are all warriors male? Gender roles on the ancient rurasian steppe / Ed. K.M. Linduff, K.S. Rubinson. Plymouth. 2006. P. 67-92.
- Govedariča B. Zepterträger - herrscher der Steppen. Vunz am Rhein, 2004. 426 s.
- Кореневский С.Н. Древнейшие катакомбы и символика орудий ударного действия у племен начала медно-бронзового века понто-предкавказских степей // КСИА. Вып. 245. 2016. С. 105-119.
- Мерперт Н.Я., Мунчаев Р.М. Погребальный обряд племен хассунской культуры (Месопотамия) // Археология старого и нового света. М.: Наука, 1982. С. 28-49.
Дополнительные файлы
