Формирование лидерских качеств у студентов
- Авторы: Никулина И.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 206-211
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/22206
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164312
- ID: 22206
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности лидерства в студенческой группе. Представлены трактовки феномена лидерства, существующие в отечественной и зарубежной литературе. Анализируется феномен ролевой дифференциации лидерства в группе. Описаны результаты исследования ролевой дифференциации лидерства в двух студенческих группах. Методом экспериментального сочинения был изучен феномен идентификации в лидерстве как механизм влияния лидера на последователей. Проанализировав результаты исследований ролевой дифференциации лидерства и идентификации в лидерстве, проведенных на одной и той же выборке студентов, приходим к выводу о том, что идентификация в группе происходит преимущественно с инструментальным или эмоциональным лидером, так как именно им приписывается наибольшее число идентификационных качеств. С помощью самоперцептивного опросника был изучен социально-перцептивный механизм развертывания идентификационного процесса в лидерстве. Результаты экспериментальных исследований показывают, что при формировании лидерских качеств у студентов необходимо учитывать особенности ролевой дифференциации в группе: инструментальный лидер организует студенческую группу на решение поставленной перед ней учебно-профессиональной задачи; эмоциональный лидер студенческого коллектива заботится о поддержании благоприятного психологического климата в группе, об укреплении групповой сплоченности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Вячеславовна Никулина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: nikulinaiv@yandex.ru
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, д. 34Список литературы
- Санько А.М. Факторы эффективности самостоятельной работы студентов в вузе // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сборник научных статей / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2014. С. 80-85.
- Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во «Универс групп», 2008. 216 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс,1996. 376 с.
- Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: Издательство «Статут», 2007. 541 с.
- Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 275 с.
- Евтихов О.В. Эффективное лидерство. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2012. 132 с.
- Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. СПб.: Питер, 2008. 202 с.
- Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Литур, 2000. 319 с.
- Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. Мн.: Попурри, 2005. 303 с.
- Фридман М. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному. управлению. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2004. 271 с.
- Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера / Перевод с англ. Мн.: Попурри, 2002. 288 с.
- Дилтс Р. НЛП: навыки аффективного лидерства. СПб.: Питер, 2003. 224 с.
- Максвелл Дж. 21 неопровержимый закон лидерства. Мн.: Попурри, 2002. 288 с.
- Хессельбайн Ф.О лидерстве. Н.: ФСПИ «Тренды», 2004. 184 с.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина, 2005. 301 с.
- Менегетти А. Психология лидера /перевод с итальянского. ННБФ «Онтопсихология». Изд. 4-е, дополненное. М: ННБФ «Онтопсихология», 2004. 256 с.
- Никулина И.В. Организация учебно-воспитательного процесса в студенческой группе с учетом особенностей лидерства // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сб. науч. статей; под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Изд-во СГУ, 2014. С. 65-74.
- Психология лидерства: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2004. 368 с.
Дополнительные файлы
