Развитие профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе изучения социального заказа общества, нормативной базы, а также собственного опыта преподавательской деятельности определена актуальность и выявлены ключевые проблемы, затрудняющие в современном обществе процесс развития профессионального самоопределения обучающихся. Обозначены ключевые противоречия, обусловившие возникновение научной проблемы развития профессионального самоопределения студентов на основе смыслообразовательной деятельности. Представлена достаточно обширная теоретическая база, служащая базисом для раскрытия сущности смыслообразовательной деятельности обучающихся как психолого-педагогической проблемы. Изучены современные исследования, связанные с развитием смыслообразующего образования студентов. Разработана и показана структура смыслообразовательной деятельности обучающихся, включающая следующие содержательные компоненты: компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный. В совокупности компоненты разработанной структуры смыслообразовательной деятельности студента выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой развития профессионального самоопределения обучающихся. Предложены критерии оценки структуры смыслообразовательной деятельности: увлеченность профессиональной деятельностью; широта интересов; профессиональное самосознание; осознанное и самостоятельное обретение смыслов профессиональной деятельности в системе жизненных целей, планов и программ. Сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессионального самоопределения студентов вуза на основе смыслообразовательной деятельности.

Об авторах

Ольга Леонидовна Карпова

Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.ursei@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин

Россия

Альберт Яковлевич Найн

Уральский государственный университет физической культуры

Email: anain@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

Россия

Список литературы

  1. Найн А.Я. Педагогические основания профессионального становления будущего специалиста физической культуры: методич. пособие для магистрантов и аспирантов. Челябинск: Уральская Академия, 2016. 68 с.
  2. Карпова О.Л., Сиюткин А.Г. Содержательные характеристики информационной компетентности как фактор профессионального самоопределения бакалавра физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 27-29.
  3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен: монография. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006. 295 с.
  4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf.
  5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1989. 248 с.
  6. Бойл Б., Чарльз М. Переосмысление оценивания // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 139-150.
  7. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 2001. 392 с.
  8. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Алетейя, 2003. 272 с.
  9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
  11. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Издательство ВГИПУ, 2007. С. 21-41.
  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
  13. Березина Е.А. Динамика личностного смысла в профессиональной деятельности учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2004. 20 с.
  14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
  15. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 59-69.
  16. Дмитриева Е.Н. Информационно-смысловой подход в профессиональной подготовке учителя (теоретико-методологические основы): монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. 183 с.
  17. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
  18. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: монография. М.: Илекса; Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2008. 232 с.
  19. Марьина Т.А., Воробьева К.И. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 250-254.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Схема структуры смыслообразовательной деятельности студентов вуза

Скачать (56KB)

© Карпова О.Л., Найн А.Я., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».