Развитие профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности
- Авторы: Карпова О.Л.1, Найн А.Я.2
-
Учреждения:
- Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений
- Уральский государственный университет физической культуры
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 230-233
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21836
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762307
- ID: 21836
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на основе изучения социального заказа общества, нормативной базы, а также собственного опыта преподавательской деятельности определена актуальность и выявлены ключевые проблемы, затрудняющие в современном обществе процесс развития профессионального самоопределения обучающихся. Обозначены ключевые противоречия, обусловившие возникновение научной проблемы развития профессионального самоопределения студентов на основе смыслообразовательной деятельности. Представлена достаточно обширная теоретическая база, служащая базисом для раскрытия сущности смыслообразовательной деятельности обучающихся как психолого-педагогической проблемы. Изучены современные исследования, связанные с развитием смыслообразующего образования студентов. Разработана и показана структура смыслообразовательной деятельности обучающихся, включающая следующие содержательные компоненты: компонент самосознания, когнитивный, мотивационно-смысловой и ценностно-регулятивный. В совокупности компоненты разработанной структуры смыслообразовательной деятельности студента выполняют функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования, саморазвития и самоконтроля личности, выступая основой развития профессионального самоопределения обучающихся. Предложены критерии оценки структуры смыслообразовательной деятельности: увлеченность профессиональной деятельностью; широта интересов; профессиональное самосознание; осознанное и самостоятельное обретение смыслов профессиональной деятельности в системе жизненных целей, планов и программ. Сформулированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессионального самоопределения студентов вуза на основе смыслообразовательной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Леонидовна Карпова
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.ursei@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин
РоссияАльберт Яковлевич Найн
Уральский государственный университет физической культуры
Email: anain@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
РоссияСписок литературы
- Найн А.Я. Педагогические основания профессионального становления будущего специалиста физической культуры: методич. пособие для магистрантов и аспирантов. Челябинск: Уральская Академия, 2016. 68 с.
- Карпова О.Л., Сиюткин А.Г. Содержательные характеристики информационной компетентности как фактор профессионального самоопределения бакалавра физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 27-29.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен: монография. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006. 295 с.
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1989. 248 с.
- Бойл Б., Чарльз М. Переосмысление оценивания // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 139-150.
- Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 2001. 392 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Алетейя, 2003. 272 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Издательство ВГИПУ, 2007. С. 21-41.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
- Березина Е.А. Динамика личностного смысла в профессиональной деятельности учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2004. 20 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
- Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 59-69.
- Дмитриева Е.Н. Информационно-смысловой подход в профессиональной подготовке учителя (теоретико-методологические основы): монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. 183 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
- Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: монография. М.: Илекса; Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2008. 232 с.
- Марьина Т.А., Воробьева К.И. Смысл профессии и профессиональной деятельности в структуре смысложизненных ориентаций личности // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 250-254.
Дополнительные файлы
