Историко-логический анализ подходов к проблеме формирования субъектной позиции личности
- Авторы: Гаранина Р.М.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 215-221
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21833
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762304
- ID: 21833
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье с точки зрения единства логического и исторического подходов исследуется объективная обусловленность процесса формирования и развития субъектной позиции обучающегося в образовательном пространстве вуза. С позиций логического подхода актуализируется идея развития форм организации учебно-воспитательного, учебно-исследовательского и учебно-профессиональных процессов как результата разрешения противоречий в проектировании и конструировании образовательного процесса в вузе. Процесс формирования и становления субъектной позиции студента выступает в данном случае в качестве необходимого, адекватного и эффективного инструмента снятия указанных противоречий. В рамках исторического подхода развернута идея ретроспективного анализа и обобщения разнообразных точек зрения по проблемам формирования и развития субъектной позиции обучающегося, что обеспечивает выход на так называемые интеграционные теории дидактического энциклопедизма, формализма и прагматизма, функционального материализма, теории операциональной структуризации, педагогические теории целостного педагогического процесса, теории развития личности, теории саморазвития, авторские педагогические системы обучения и воспитания. Логический подход реализует идею генезиса организационных форм и систем формирования субъектной позиции как своеобразной реакции на существующие противоречия, возникающие в системе образовательного пространства вуза.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Резеда Мухаррамовна Гаранина
Самарский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: corolevaanna@ya.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей, бионеорганической и биоорганической химии
РоссияСписок литературы
- Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПб., 1997. 256 с.
- Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
- Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения, в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. 676 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ / Пер. с нем. Г.В. Барышниковой. М.: Издательство «АСТ», 2016. 544 с.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 875 с.
- Флоренский П.А. Священник. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. 380 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 365 с.
- Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 608 с.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 453 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. М.; Рязань: РИНФО, 1998. 160 с.
- Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997. 172 с.
- Трещев А.М. Субъектная позиция личности. Калуга, 2001. 145 с.
- Блинова Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение: монография. Казань: ТГГПУ, 2010. 202 с.
- Вяткин А.П. Субъектно-ролевой подход к исследованию экономической социализации личности // Вестник государственного университета управления. 2008. № 12. С. 58-64.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2007. 384 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 181 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
- Туровский М.Б. Труд и мышление. М.: Высшая школа, 1963. 216 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
- Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
- Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
- Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 132 с.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1987. С. 64.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Воронеж, 1995. 356 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
- Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. 220 с.
- Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. М.: ПЕРСЭ, 2005. 400 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984. 105 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
- Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: монография. Воронеж, 1997. 236 с.
- Никифоров В.И., Радкевич М.М., Карманов В.В., Карманова С.В. Проблемы реализации компетентностного подхода при сетевой форме организации образовательного процесса в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 26-32.
- Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. Т. 10, № 3. С. 361-365.
- Гаранина Р.М. Формирование профессиональной направленности будущего врача // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 46-48.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 320 с.
- Плутарх. Сочинения / сост. С.С. Аверинцева. М.: Худож. лит., 1983. 704 с.
- Амиров А.Ф., Аввакумова Н.П., Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. Самара: Офорт, 2012. 101 с.
- Годник С.М. О значении понятия «субъект» в теоретико-методологическом мышлении и практической деятельности вузовского педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 1. С. 56-57.
Дополнительные файлы
