Историко-логический анализ подходов к проблеме формирования субъектной позиции личности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье с точки зрения единства логического и исторического подходов исследуется объективная обусловленность процесса формирования и развития субъектной позиции обучающегося в образовательном пространстве вуза. С позиций логического подхода актуализируется идея развития форм организации учебно-воспитательного, учебно-исследовательского и учебно-профессиональных процессов как результата разрешения противоречий в проектировании и конструировании образовательного процесса в вузе. Процесс формирования и становления субъектной позиции студента выступает в данном случае в качестве необходимого, адекватного и эффективного инструмента снятия указанных противоречий. В рамках исторического подхода развернута идея ретроспективного анализа и обобщения разнообразных точек зрения по проблемам формирования и развития субъектной позиции обучающегося, что обеспечивает выход на так называемые интеграционные теории дидактического энциклопедизма, формализма и прагматизма, функционального материализма, теории операциональной структуризации, педагогические теории целостного педагогического процесса, теории развития личности, теории саморазвития, авторские педагогические системы обучения и воспитания. Логический подход реализует идею генезиса организационных форм и систем формирования субъектной позиции как своеобразной реакции на существующие противоречия, возникающие в системе образовательного пространства вуза.

Об авторах

Резеда Мухаррамовна Гаранина

Самарский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: corolevaanna@ya.ru

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей, бионеорганической и биоорганической химии

Россия

Список литературы

  1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПб., 1997. 256 с.
  2. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  3. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
  4. Фейербах Л. Избранные философские произведения, в 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. 676 с.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ / Пер. с нем. Г.В. Барышниковой. М.: Издательство «АСТ», 2016. 544 с.
  6. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 875 с.
  7. Флоренский П.А. Священник. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. 380 с.
  8. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 365 с.
  9. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 608 с.
  10. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 453 с.
  11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  13. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. М.; Рязань: РИНФО, 1998. 160 с.
  14. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997. 172 с.
  15. Трещев А.М. Субъектная позиция личности. Калуга, 2001. 145 с.
  16. Блинова Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение: монография. Казань: ТГГПУ, 2010. 202 с.
  17. Вяткин А.П. Субъектно-ролевой подход к исследованию экономической социализации личности // Вестник государственного университета управления. 2008. № 12. С. 58-64.
  18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2007. 384 с.
  20. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  21. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 181 с.
  22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
  23. Туровский М.Б. Труд и мышление. М.: Высшая школа, 1963. 216 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  25. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
  26. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
  27. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
  28. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 132 с.
  29. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1987. С. 64.
  30. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Воронеж, 1995. 356 с.
  31. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  32. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. 220 с.
  33. Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. М.: ПЕРСЭ, 2005. 400 с.
  34. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984. 105 с.
  35. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  36. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: монография. Воронеж, 1997. 236 с.
  37. Никифоров В.И., Радкевич М.М., Карманов В.В., Карманова С.В. Проблемы реализации компетентностного подхода при сетевой форме организации образовательного процесса в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 26-32.
  38. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. Т. 10, № 3. С. 361-365.
  39. Гаранина Р.М. Формирование профессиональной направленности будущего врача // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 46-48.
  40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 320 с.
  41. Плутарх. Сочинения / сост. С.С. Аверинцева. М.: Худож. лит., 1983. 704 с.
  42. Амиров А.Ф., Аввакумова Н.П., Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. Самара: Офорт, 2012. 101 с.
  43. Годник С.М. О значении понятия «субъект» в теоретико-методологическом мышлении и практической деятельности вузовского педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 1. С. 56-57.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гаранина Р.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».