Духовная и образовательная деятельность татар в казахской Степи в контексте внутренней политики Российской империи (вторая половина XVIII – начало XX века)
- Авторы: Махмутов З.А.1
-
Учреждения:
- Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 6, № 1 (2017)
- Страницы: 113-117
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21652
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201761206
- ID: 21652
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается духовная и образовательная деятельность татар в казахской Степи в дореволюционное время. Императрица Екатерина II положила начало массовому проникновению в Степную зону татарских мулл, которые помимо религиозной и образовательной деятельности также исполняли некоторые функции царских чиновников: вели метрические книги и гражданское судопроизводство. Татарский язык стал основным языком делопроизводства в Степной зоне. После Крымской и Кавказской войн отношение царской администрации к деятельности татарских проповедников резко меняется. C этого времени ислам и мусульманское образование в Степной зоне начинают рассматриваться чиновниками как угроза российской государственности. Царская власть ограничивает полномочия и деятельность татарских мулл, строго регламентирует и подчиняет мусульманские школы Министерству народного просвещения, делает обязательным преподавание в них русского языка. Секретные послания министра внутренних дел обязуют местную администрацию перевести все делопроизводство с татарского языка на арабской вязи на «миссионерский» казахский, основанный на кириллице, и не рекомендуют пользоваться услугами татарских переводчиков. Несмотря на изменение внутренней политики государства, татарами в Степной зоне и за ее пределами была выстроена мощная духовная и образовательная инфраструктура, которая в начале XX века включала старомодные и новомодные медресе, мечети, мусульманские библиотеки, типографии. Татарские муллы продолжали работать в казахских кочевьях, а казахи – отдавать на обучение в татарские медресе своих детей. Духовная и образовательная деятельность татар сыграла весомую роль в формировании казахской интеллигенции и привела к росту религиозности и политического сознания у обоих народов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Зуфар Александрович Махмутов
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: zufar@inbox.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Султангалиева Г.С. Татарская диаспора в конфессиональных связях казахской Степи (XVIII–XIX вв.) // Вестник Евразии 2000. № 4. С. 20–36.
- Хайруллин Г.Т., Хамидуллин А.Г. Татары Алматы: Билим, 1998. 128 с.
- Франк А. Татарские муллы среди казахов и киргизов в XVIII–XIX веках // Культура, искусство татарского народа. Казань, 1993. С. 124–132.
- Лысенко Ю.А. «Татарский вопрос» в конфессиональной политике Российской империи в Казахстане (конец XVIII – начало ХХ в.) // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 3–4. С. 146–152.
- Любичанковский С.В. Поддержка ислама среди казахов как государственная политика дореформенной России (XVIII – середина XIX вв.) // Кадырбаевские чтения – 2016: мат-лы V междунар. науч. конф. Актобе, 2016. С. 74–79.
- Горбунова С.В. Государственная регламентация религиозной жизни казахов в Российской империи // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2008. № 1. С. 35–41.
- Ремнев А.В. Татары в казахской Степи: соратники и соперники Российской империи // Вестник Евразии. 2006. № 4. С. 5–32.
- Тажибаев Т. Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX века. Алма-Ата: КГИ, 1962. 507 с.
- Халитова И.Р. Проблемы народного образования в Казахстане в 1867–1914 гг.: дис. … канд. ист. наук. Алма-Ата, 1992. 174 с.
- Раздыкова Г.М. Этнический компонент в мусульманском образовании казахов Степного края в конце XIX – начале XX вв.: дис. … канд. ист. наук. Павлодар, 2007. 194 с.
- Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830. Т. XXII. № 16292, № 16534.
- Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее – ЦГАРК). Ф. 15. Оп. 2.
- Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. Т. IV. 526 с.
- Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. XXXXIX. Ч. 2. СПб., 1876. 496 с.
- Государственный архив Омской области. Ф. 3. Оп. 9.
- ЦГАРК. Ф. 25. Оп. 1.
- ЦГАРК. Ф. 90. Оп. 1.
- Храпченков Г.М. Школы Казахстана в начале XX века (1901–1917 гг.): дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата. 1963. 248 с.
- Храпченков Г.М. История школы и педагогической мысли Казахстана. Алматы, 1998. 168 с.
- Лысенко Ю.А. Степень исламизации казахского общества на рубеже конца XIX – начала ХХ в. в оценках миссионеров Киргизской духовной миссии // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 3–4. С. 149–155.
- ЦГАРК. Ф. 64. Оп. 1.
- ЦГАРК. Ф. 369. Оп. 1.
- Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. Казань, 1974. 307 с.
- Государственный архив Российской Федерации Ф. 1701. Оп. 1.
Дополнительные файлы
