Экологическое образование студентов средствами гидроботаники
- Авторы: Соловьева В.В.1, Семенов А.А.1, Яицкий А.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 298-303
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21627
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981315
- ID: 21627
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время экологическое образование рассматривается как ключевой принцип устойчивого развития общества и природы. Экологическое образование представляет собой единый непрерывный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование системы экологических знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Большие возможности в плане экологического образования студентов имеет гидроботаника. Под гидроботаникой мы понимаем науку о водных растениях, их сообществах, процессах зарастания водоёмов и водотоков. Она изучает особенности внешнего и внутреннего строения водных макрофитов, процессы их жизнедеятельности, связи между собой и со средой обитания, разнообразие, распространение, интродукцию, роль в природе и жизни человека (аутэкология); состав и структуру водных фитоценозов, их продукцию и деструкцию, а также процессы формирования водной растительности и её динамику (синэкология). Гидроботаника имеет свои цели и задачи, объект, предмет и методы исследований, открытые закономерности, специальный понятийный аппарат, историю развития и занимает определенное место в системе наук. В Самарском государственном социально-педагогическом университете гидроботаника включена в учебные планы основных профессиональных образовательных программ бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» (профили «Биология» и «География», «Биология» и «Химия», «Биология») как дисциплина по выбору студентов. Нами разработана модель экологического образования студентов в процессе обучения гидроботанике. Она состоит из четырёх компонентов: целевого, содержательного, процессуального и контрольно-оценочного. Целевой компонент включает цель и задачи учебной дисциплины «Гидроботаника» как средства экологического образования студентов. Содержательный компонент охватывает систему знаний по экологии водных растений; умения, навыки и опыт деятельности по изучению экологии водных растений; ценностные установки в отношении водных макрофитов и их сообществ; специальные компетенции изучения экологии водных растений, их охраны, бережного и рационального использования. Процессуальный компонент содержит формы, методы, средства и технологии экологического образования студентов в процессе изучения гидроботаники. Контрольно-оценочный компонент включает образовательный результат, формы, виды и методы контроля, а также систему оценки индивидуальных достижений студентов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вера Валентиновна Соловьева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: soloveva@pgsga.ru
доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараАлександр Алексеевич Семенов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: semenov@pgsga.ru
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараАндрей Степанович Яицкий
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: yaitsky@pgsga.ru
старший преподаватель кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараСписок литературы
- Степанов С.А. Формирование экологической политики в сфере образования для модернизации новой России // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: мат-лы и доклады XVII междунар. конф. (Москва, 29-30 июня 2011 г.). М.: Изд-во Зеленого креста, 2011. С. 6-9.
- Аргунова М.В. Экологическое образование: состояние и перспективы // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: мат-лы и доклады XVII междунар. конф. (Москва, 29-30 июня 2011 г.). М.: Изд-во Зеленого креста, 2011. С. 59-70.
- Паспорт национального проекта «Экология» [Электронный ресурс] // http://mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya.
- Распопов И.М. Об основных понятиях и направлениях гидроботаники в Советском Союзе // Успехи современной биологии. 1963. Т. 55, № 3. С. 453-454.
- Папченков В.Г. Динамика гидроботанических исследований в России // Гидроботаника 2000: тез. докл. V всерос. конф. по водным растениям (Борок, 10-13 октября 2000 г.). Борок: ИБВВ РАН, 2000. С. 197-198.
- Соловьева В.В. История развития гидроботаники в России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 3 (1). С. 125-331.
- Соловьева В.В., Лапиров А.Г. Гидроботаника: учебник для высших учебных заведений. Самара: ПГСГА, 2013. 354 с.
- Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений: учеб. пособие. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2004. 231 с.
- Матвеев В.И., Соловьева В.В., Саксонов С.В. Экология водных растений: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2005. 282 с.
- Матвеев В.И., Соловьева В.В., Бирюкова Е.Г., Семенов А.А. Гидроботаника в вузе: опыт работы Самарской научной школы // Гидроботаника - 2010: мат-лы I (VII) междунар. конф. по водным макрофитам (п. Борок, 9-13 октября 2010 г.). Ярославль: Принт Хаус, 2010. С. 124-127.
- Соловьева В.В. Гидроботаника: учебно-методический комплекс. Самара: ПГСГА, 2010. 40 с.
- Соловьева В.В., Лапов И.В. Гидроботаника в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 165-168.
- Садчиков А.П., Кудряшов М.А. Программа лекций по гидроботанике. М.: МАКС Пресс, 2004. 12 с.
- Садчиков А.П., Кудряшов М.А. Экология прибрежно-водной растительности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во НИА-Природа, РЭФИА, 2004. 220 c.
- Садчиков А.А., Кудряшов М.А. Гидроботаника: прибрежно-водная растительность: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 240 с.
- Рябинина З.Н., Раченкова Е.Г. Водные и прибрежно-водные растения: учеб. пособие для студентов педвузов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. 152 с.
- Глушенков О.В., Глушенкова Н.А. Основы гидроботанических исследований: методическое пособие. М.: Народное образование, 2018. 248 с.
- Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: история, теория, методика: учебное пособие / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 415 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&link_id=6&nd=102162745.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
- Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
- Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: уч. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Д. Андреевой. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
- Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Своё издательство», 2015. 299 с.
- Ермакова А.С. Контроль учебных достижений по разделу «Общая биология» // Биология в школе. 2007. № 3. С. 19-24.
Дополнительные файлы
