Conceptual foundations of higher education in the digital economy
- Authors: Bogoslovskiy V.I.1, Busygina A.L.2, Aniskin V.N.2
-
Affiliations:
- Herzen State Pedagogical University of Russia
- Samara State University of Social Sciences and Education
- Issue: Vol 8, No 1 (2019)
- Pages: 223-230
- Section: 13.00.00 – Pedagogical Sciences
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/21613
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981301
- ID: 21613
Cite item
Full Text
Abstract
In the paper the authors identified seven key conceptual foundations of higher education based on the analysis of organizational and substantive features of networking, digitalization and on-lineization process of the Russian education system (NDORES), as a continuation of e-Learning development in the digital educational environment (DEE) and the results of the assessment of the Russian higher education readiness to the digital economy, obtained by N.V. Dneprovskoy. These include conceptual condition for the recognition of the leading role of the DEE in the system of «science - culture - learner - intelligence» for education subjects reflection development in human-machine systems and information society; optimization of continuous education concept on the basis of NDORES principles; directive change of educational process (EP) stereotypes in DEE; creation of a system of mandatory training and retraining of education subjects for daily learning and teaching activities in DEE; optimization, adaptation and digital transformation of the content of the main professional educational programs (MPEP) of training in the framework of existing and future Federal state educational standards of higher education (FSES HO); determination of effective motivational and value bases for communicative competence development of education the subjects in NDORES; changing legislative and policy approaches to the organization of NDORES, including provisions of the Labour code of the Russian Federation in the part concerning the rights and responsibilities of teachers carrying out their work in the context of DEE. The paper substantiates the demand for these conceptual foundations in the strategic and tactical directions of digitalization of higher education in the digital economy.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Vladimir Igorevich Bogoslovskiy
Herzen State Pedagogical University of Russia
Email: vibogosl@herzen.spb.ru
doctor of pedagogical sciences, professor of Information and Technological Education Department
Russian Federation, Saint PetersburgAlla Lvovna Busygina
Samara State University of Social Sciences and Education
Email: busygina@sgspu.ru
doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy and Psychology Department
Russian Federation, SamaraVladimir Nikolayevich Aniskin
Samara State University of Social Sciences and Education
Author for correspondence.
Email: vnaniskin@gmail.com
candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of Mathematics, Physics and Computer Science Faculty, head of Physics, Mathematics and Teaching Methods Department
Russian Federation, SamaraReferences
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р) // Стратегические приоритеты. 2017. №3 (15). С. 153-165.
- Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Деятельность преподавателя в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза: особенности и проблемы адаптации // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат-лы XIII междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2018. С. 8-14.
- Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение: монография. Владимир: ВлГУ, 2012. 182 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.
- Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов. М.: Флинта, 1999. 604 с.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. 460 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2002. 352 с.
- Борк А. «История» новых технологий в образовании / Пер. с англ. П.В. Нуждина. М.: Российский открытый университет, 1990. 27 с.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. № 6. С. 3-11.
- Захарова И.Г., Пушкарев А.Н. Технологии smart-образования в модернизации дополнительного образования детей и молодежи по научно-техническому профилю // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2013. № 9. С. 123-131.
- Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка в условиях электронной сетевой среды // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 79-83.
- Монахов В.М. Разработка прогностической модели развития теории обучения для IT-образования // Современные информационные технологии и IT-образование. 2017. Т. 13, № 2. С. 111-121.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
- Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании: учебно-методическое пособие. М.: ИИО РАО, 1998. 177 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
- Бешенков С.А., Алексеева Г.И., Шутикова М.И. Социальные и гуманитарные составляющие информатизации системы образования // Мир образования - образование в мире. 2008. № 2. С. 307-312.
- Цифровизация образования. Пресс-служба ТГТУ. Беседа с С.А. Бешенковым [Электронный ресурс] // http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/ 2345-tsifrovizatsiya-obrazovaniya.
- Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник ЧГПУ. 2018. № 3. С. 46-52.
- Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник ЧГПУ. 2017. № 8. С. 19-24.
- Гущин А.В. Концептуальные основы создания информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-4. С. 849-853.
- Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. 2018. № 1-2. С. 9-14.
- Малышева Г.А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества // Власть. 2018. Т. 26, № 1. С. 40-46.
- Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9) С. 78-83.
- Розина И.Н. Цифровизация образования // Информационные технологии в образовании - 2011: сборник научных трудов участников XI науч.-практ. конф.-выставки. 31 октября - 1 ноября 2011 г. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2011. С. 149-151.
- Чошанов М.А. Е-дидактика. Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 684-696.
- Богословский В.И., Васильев А.А., Плещенков И.Н., Тумалева Е.А. Современное информационное общество и учитель // Вестник КГПУ им. H.А. Некрасова. 1998. Вып. 3. С. 7-10.
- Богословский В.И., Васильев А.А., Плещенков И.Н. Школьная информационная система // Информационные технологии в образовании: науч.-метод. сб. докл. VII междунар. конф.-выставки. М., 1998. С. 14-18.
- Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 4 (12). С. 41.
- Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 79-82.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ, Астрель, 2010. 320 с.
- Извозчиков В.А. Методологические проблемы информатизации образования в контексте инфосферной эдукологии // Наука и школа. 1996. № 1. С. 23-26.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
- Ларионова М.А. Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3 (38). С. 55-58.
- Санникова С.В., Письменный Е.В. Ключевые компетенции в контексте Болонского процесса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. Вып. 4. № 24. С. 57-62.
- Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 269-272.
- Агумава Ф.Э. Цифровизация образования потребует изменений в законодательстве, считают сенаторы и эксперты [Электронный ресурс] // Парламентская газета. - https://pnp.ru/social/cifrovizaciya-obrazovaniya-potrebuet-izmeneniy-v-zakonodatelstve-schitayut-senatory-i-eksperty.html.
- Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15, № 4. С. 16-28.
Supplementary files
