Скрайбинг как инновационная технология в обучении устной иноязычной речи студентов инженерных специальностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью данного исследования является изучение особенностей, форм, структуры, а также возможности практического применения скрайбинга в процессе обучения иноязычной речи студентов технических вузов. Скрайбинг рассматривается как технология, обладающая большим дидактическим потенциалом и способствующая решению педагогических задач в различных областях знаний. Пришедшая в педагогику из бизнес-среды, эта технология может быть использована и для развития навыков устной речи на иностранных языках. Определены основные этапы скрайбинга. Отмечено, что скрайбинг-технологию можно рассматривать как вид проектной деятельности. Выделены основные преимущества данной технологии. Разработаны и представлены бумажные варианты скрайбов по нескольким темам в соответствии с Рабочими программами по иностранным языкам Ростовского государственного университета путей сообщения. Использованы методы описания, анализа, систематизации и обобщения теоретического материала, а также имело место практическое применение изученной технологии на занятиях по иностранным языкам, проведен анализ полученных результатов. Результаты работы заинтересуют, в первую очередь, преподавателей и учителей, которые стараются применять на занятиях инновационные технологии обучения. В дальнейшей работе предполагается разработка и применение скрайбов для презентации других учебных тем с помощью онлайн-платформ.

Об авторах

Ирина Васильевна Одарюк

Ростовский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: odar-irina@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Артем Семенович Гампарцумов

Ростовский государственный университет путей сообщения

Email: sciperartrrpi@mail.ru

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Грушевский С.П., Иванова О.В., Остапенко А.А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании: монография. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 200 с.
  2. Иванова О.В. Скрайбинг как средство модульной визуализации при обучении математическим дисциплинам в средней и высшей школе // Школьные технологии. 2018. № 4. С. 72–79.
  3. Одарюк И.В., Войкина А.Ю. Презентационная речь как технология формирования компетенции делового общения на иностранном языке // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 11 / отв. ред. И.В. Одарюк, Т.Е. Исаева. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2014. С. 204–209.
  4. Владимирова С.В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Вестник Югорского государственного университета. 2015. Вып. 1 (36). С. 121–124.
  5. Канашевич Т.Н., Бумаго В.А. Инновационные методы визуализации информации как условие повышения эффективности подготовки современного специалиста // Непрерывная система образования «школа – университет». Инновации и перспективы: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф., 22–23 февраля 2018 г. Минск: БНТУ, 2018. С. 116–118.
  6. Фахретдинова Г.Н. Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2, № 5 (8). С. 72–75.
  7. Исаева Т.Е., Малишевская Н.А. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке обучающихся технических вузов через использование электронных симуляторов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 2 (101). С. 132–146. doi: 10.23859/1994-0637-2021-2-101-11.
  8. Odaryuk I. Using mind maps to motivate the digital generation of students to learn foreign languages // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, InterAgroMash 2021. Vol. 273. Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. doi: 10.1051/e3sconf/202127312146.
  9. Ваганова О.И., Желтухина М.Р., Аракелян Н.С. Скрайбинг как способ реализации деловой коммуникации в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–2. С. 57–60.
  10. Кисель Е.И., Срывкина Л.Г. Применение инновационных методов и средств при изучении курса «Организация и управление в строительстве» в вузе // Архитектурно-строительный комплекс: проблемы, перспективы, инновации: сб. ст. II междунар. науч. конф., Новополоцк, 28–29 ноября 2019 г. / под ред. Л.М. Парфеновой. Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. С. 582–591.
  11. Анохина Л.В. Применение скрайбинг-технологии в вузе // Аллея науки. 2018. Т. 6, № 5 (21). С. 1032–1036.
  12. Быстрова Н.В., Белова И.Л., Ахмед Э.У.Х.С. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–2. С. 30–33.
  13. Желтухина М.Р., Пономаренко Е.Б. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–4. С. 95–100.
  14. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В., Кукса Е.Н. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 43–50.
  15. Редькина Б.А. Скрайбинг и визуальное мышление // Новые информационные технологии в образовании: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 15–18 марта 2016 г. Екатеринбург: РГППУ, 2016. С. 320–322.
  16. Жолтикова Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 2. С. 136–140.
  17. Ваганова О.И., Гладков А.В., Булаева М.Н. Использование скрайбинга и веб-квеста в образовательном процессе // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 48–50. doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0010.
  18. Одарюк И.В. Ментальные карты в обучении иностранным языкам: за и против // Транспорт: наука, образование. Производство: сб. науч. тр. Т. 4. Технические и гуманитарные науки. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2021. С. 9–10.
  19. Исаева Т.Е., Бессарабова О.Н., Савченко И.В., Шефиева Э.Ш., Чуриков М.П., Котляренко Ю.Ю., Маруневич О.В., Кононенко А.П. Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: кол. монография / под ред. проф. Т.Е. Исаевой. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2016. 244 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Вариант скрайба на тему «Мой университет» на немецком языке

Скачать (758KB)

© Одарюк И.В., Гампарцумов А.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».