Междисциплинарный подход при изучении способов видообразования в вузовской дисциплине «Теория эволюции»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Методика изучения эволюционного учения в вузах является актуальной проблемой, поскольку, в отличие от школьного обучения биологии, в вузовском варианте отсутствуют единые методические подходы, позволяющие наиболее эффективно организовать процесс обучения. В данной статье рассматривается разработка методики изучения механизмов и способов видообразования при реализации междисциплинарного подхода. При рассмотрении проблемы развития учения о виде и видообразовании следует руководствоваться такой категорией, как междисциплинарность. Понятие междисциплинарности применимо к наукам и вместе с тем применимо к философии, в частности, к философии познания. Междисциплинарность является гносеологическим механизмом обоснования материалистического подхода в изучении способов видообразования и природы видов. Названный подход является незаменимым в доказательстве реальности существования видов в биосфере. Признание реальности существования видов и надвидовых таксонов позволяет изучать структуру видов и способы образования, опираясь на данные целого ряда наук. В связи с разработкой содержания предметно-содержательного модуля по биологии в рамках перехода к реализации фундаментального ядра педагогического образования преподаватели вузов должны обеспечить фундаментальную предметную подготовку выпускников вузов на основе осмысленного изучения обучающимися основополагающих законов науки, иерархизированности знаний и неразделимости образовательного процесса и научного познания.

Об авторах

Елена Анатольевна Ламехова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lamehovaea@cspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Юрий Геннадьевич Ламехов

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: dobry_bobr@mail.ru

доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. История биологии с древнейших времен до начала XX века / под ред. С.Р. Микулинского. М.: Наука, 1972. 536 с.
  2. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: МГУ, 1987. 320 с.
  3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Прогресс-традиция, 1999. 640 с.
  4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987. 383 с.
  5. Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии // Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / отв. ред. О.Е. Баксанский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 21–32.
  6. Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. 2, № 2. С. 5–14.
  7. Краткий курс лекций по эволюционному учению: учеб. пособие / сост. В.В. Леонтьев. Елабуга: Центр оперативной печати «Абак», 2020. 118 с.
  8. Теория эволюции. Курс лекций: учеб.-метод. пособие / сост. И.В. Дармов. Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2011. 235 с.
  9. Каниева Н.А. Основы теории эволюции: учеб. пособие. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2012. 228 с.
  10. Арнаутовский И.Д., Карёгина Ж.М., Гогулов В.А. Теория эволюции: учеб. пособие. Благовещенск: ДальГАУ, 2014. 224 с.
  11. Пехов А.П. Биология с основами экологии. СПб.: Лань, 2000. 672 с.
  12. Dobzhansky Th. Genetics of the evolutionary process. New York: Columbia University Press, 1971. 505 p.
  13. Fisher R.A. The genetical theory of natural selection. Oxford: Clarendon Press, 1930. 308 p.
  14. Simpson G.G. Tempo and mode in evolution. New York; London: Hafner Publishing Company, 1965. 266 p.
  15. Higuet D. Disruptive selection on body weight in Drosophila melanogaster // Evolution. 1986. Vol. 40, iss. 2. P. 272–278. doi: 10.1111/j.1558-5646.1986.tb00469.x.
  16. Ламехов Ю.Г. Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (20 ноября 2017 г., г. Екатеринбург). Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 146–149.
  17. Ламехов Ю.Г. Значение лабораторных занятий по теории эволюции для профессиональной подготовки будущих учителей биологии // Проблемы и перспективы развития методики обучения биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку: мат-лы IV всерос. науч.-практ. конф. 29 сентября – 2 октября 2008 г., г. Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2008. С. 46–48.
  18. Ламехов Ю.Г. Эволюционный подход при изучении дисциплины «Зоология» в высшей школе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и в вузе: сб. мат-лов всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф., 8–10 ноября 2017 г., г. Москва, Российская Федерация / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: МГОУ, 2017. С. 81–82.
  19. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Методика изучения закономерностей эволюционного процесса в средней общеобразовательной школе: монография. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. 196 с.
  20. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/728190373.
  21. Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки обучающихся по образовательным программам естественнонаучной и математической направленности педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2019. № 1. С. 86–94.
  22. Карпинская Р.С. Зачем методолог биологу? // Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / отв. ред. О.Е. Баксанский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 14–20.
  23. Берман З.И., Завадский К.М., Зеликман А.Л., Парамонов А.А., Полянский Ю.И. Современные проблемы эволюционной теории / под ред. В.И. Полянского, Ю.И. Полянского. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. 489 с.
  24. Парамонов А.А. Дарвинизм: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1978. 335 с.
  25. Северцов А.С. Теория эволюции. М.: Владос, 2005. 380 с.
  26. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 494 с.
  27. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. 465 с.
  28. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. 488 с.
  29. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. 2-е изд. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1960. 480 с.
  30. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
  31. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1998. 336 с.
  32. Симпсон Дж.Г. Темпы и формы эволюции / пер. с англ. М.Л. Бельговского, В.В. Хвостовой. М.: Гос. изд-во иностранной литературы, 1948. 359 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».