Образовательная среда как способ формирования экологической культуры будущих учителей при изучении дисциплин естественнонаучного цикла
- Авторы: Бусыгина А.Л.1, Бакулина С.Ю.1, Лизунова Е.В.1, Вершинина Л.В.1, Бусыгин А.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 250-255
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/133975
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023121303
- ID: 133975
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время проблема экологической культуры становится общепризнанной. Экологическое направление в системе высшего профессионального образования в процессе формирования экологической культуры будущих учителей является заметным фактором, появляется необходимость систематизации экологического и естественнонаучного педагогического образования: происходит смена аксиологических систем, культурных норм и ценностей у современного подрастающего поколения, не в полной мере рассматриваются вопросы формирования экологической культуры у студентов педагогических университетов. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального педагогического образования подчеркнута первостепенная задача – сформировать личность педагога с высокой экологической культурой, стремящуюся к гармоничному взаимодействию с природной средой, личность, которая отличается наличием установок, убеждений, потребностью в деятельности по сохранению и улучшению природы. Указана доминирующая роль и ответственность будущих учителей в решении вопросов формирования экологической культуры у молодежи. В связи с этим значимым на общественно-педагогическом уровне становится необходимость усиления внимания к вопросам формирования экологической культуры студентов педагогических вузов. Экологическая культура представляет собой не определенный тип, а неотъемлемую часть и уровень человеческой культуры в целом. Приоритетная роль в формировании экологической культуры обучающихся принадлежит естественнонаучным дисциплинам, которые составляют фундамент научного миропонимания. На этапе современного вузовского образования экологическая культура молодежи развивается на принципах единства исторической взаимосвязи природной среды и общества, социальной обусловленности отношений личности к природе, на стремлении к гармонизации данных отношений. Разноаспектность взаимодействия социума и природы определяет комплексность экологического образования, его главные принципы: трансдисциплинарный подход в формировании экологической культуры, систематичность и непрерывность изучения научного материала, единство умственного и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь мировых, локальных и краеведческих экологических проблем. Это подчеркивают многие ученые. Ведущую роль в формировании экологической культуры будущих учителей играет образовательная среда вуза.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алла Львовна Бусыгина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: busygina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, СамараСветлана Юрьевна Бакулина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: bakulina@sgspu.ru
кандидат культурологии, исполняющий обязанности ректора, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараЕлена Владимировна Лизунова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: lizunova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараЛидия Васильевна Вершинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vershinina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков
Россия, СамараАлександр Георгиевич Бусыгин
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: busygin@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараСписок литературы
- Закирова Л.А., Кондрух А.В. Экологическое образование учащихся колледжа как основа игрового и учебного маркетинга // Педагогические условия решения проблем профессионально-экономического образования личности: сб. науч. тр. Нижний Новгород: ВГППА, 2004. С. 23–25.
- Машкова И.В. Роль экологизации образования в системе образования // Материалы науч.-метод. конф. молодых ученых ун-та. Челябинск: УралГУФК, 2007. С. 119–125.
- Соломин В.П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 224 с.
- Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3–7.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2003. 768 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 368 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
- Савенкова А.Д. Педагогические аспекты организации образовательного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2, № 3. С. 36–37.
- Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 40–54.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 157 с.
- Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Образование-культура, 2000. 144 с.
- Иванов Д.А. Образовательная или развивающая среда // Библиотека журнала «Директор школы». 2007. № 6. С. 48–49.
- Гоношилина И.Г. Экологическое сознание: социально-политический аспект: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. Ульяновск, 2003. 174 с.
- Гоглова М.Н. Теоретические основы интегративно-гуманитарной модели экологического образования школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. 240 с.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2011. 128 с.
- Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 175 с.
- Федяинова Н.В., Хирьянова И.С. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. Волгоград: Учитель, 2014. 175 с.
- Винокурова Н.Ф. Экология и географическое образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы / под ред. Н.М. Мамедова. М., 1996. С. 43–47.
Дополнительные файлы
