Media text and media literacy in the higher education system

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the role of the mass media text in the modern system of higher education while training graduates in media field, linguists, philologists, teachers of literature and the Russian language. The authors substantiate the necessity to update the approaches to the use of mass media text in educational programs in connection with changes in ideological, socio-political, economic processes. Media literacy of a university graduate implies competent interaction with the information environment, modeling of their own information behavior, professional perception and evaluation of the information in the media. The paper analyzes the use of mass media text in the educational process from the point of view of different education process participants, and also suggests the organization of training graduates to work with mass media text in three vectors – educational, scientific research and the vector of personal development. The authors of the study emphasize the importance of the use of media text in teaching linguistic courses in various areas of training and the necessity to redefine the approaches to student-research activities and educational work. The preparation of a university graduate should be adjusted to the current social demand: the modern media text has a significant impact on the individual’s worldview, as well as on the formation of civic responsibility and patriotism.

About the authors

Yulia Nikolaevna Gritskevich

Pskov State University

Author for correspondence.
Email: grickevich68@yandex.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Pskov

Svetlana Viktorovna Lukyanova

Pskov State University

Email: svetlanaluk@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Pskov

Larisa Mikhailovna Popkova

Pskov State University

Email: popkova.larisa@mail.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Philology, Communications and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Pskov

References

  1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления: монография. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 178 с. doi: 10.31453/kdu.ru.91304.0107.
  2. Дускаева Л.Р. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л.Р. Дускаева. М.: Флинта, 2018. 440 с.
  3. Дускаева Л.Р., Коньков В.И., Редькина Т.Ю. Грамматика речевых действий в медиалингвистике: монография / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Флинта, 2019. 152 с.
  4. Клушина Н.И. Медиастилистика: монография. М.: Флинта, 2018. 184 с.
  5. Дускаева Л.Р. Стилистический анализ в медиалингвистике: монография. М.: Флинта, 2019. 340 с.
  6. Тошович Б. Интернет-стилистика: монография. М.: Флинта, 2015. 238 с.
  7. Менджерицкая Е.О. Дискурсосфера печатных СМИ: игра на выживание: монография. М.: Макс Пресс, 2017. 310 с.
  8. Дускаева Л.Р., Редькина Т.Ю., Цветова Н.С. Критика речи в медиалингвистике: монография. М.: Флинта, 2019. 120 с.
  9. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 87 с.
  10. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование: книга для учителя. Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, 1999. 114 с.
  11. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы): монография. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
  12. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.
  13. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
  14. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 617 с.
  15. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.
  16. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Директ-Медиа, 2014. 59 с.
  17. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.
  18. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 66 с.
  19. Чернышова Т.В. Лингвоконфликтология: новые возможности формирования компетенций магистров журналистики [Электронный ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 1. https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1147338.
  20. Чернышова Т.В. Медиатекст в методической работе (на материале курса лингвоконфликтологии) // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 229–231.
  21. Кара-Мурза Е.С. Преподавание и изучение русской коммерческой рекламы в медиавузе // Медиалингвистика. 2018. Т. 5, № 1. С. 97–109. doi: 10.21638/11701/spbu22.2018.108.
  22. Костадинова И.Д., Петрова К.И. Использование медиатекстов в практике преподавания русского языка как иностранного // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 219–221.
  23. Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Лингвометодический потенциал радиотекста культурно-просветительской программы в аспекте РКИ // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г., Варна, Болгария) / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журн. и масс. коммуникаций», 2016. С. 223–224.
  24. Валгина Н.С. Эффективность письменного сообщения и знаки препинания // Филологические науки. 1981. № 4. С. 42–48.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Gritskevich Y.N., Lukyanova S.V., Popkova L.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».