Сущность и особенности внедрения игрофикации в образовательную сферу как системной и специфической игровой практики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе проведенных контент-анализов дефиниции «игрофикация» в образовательном и необразовательном контекстах даётся авторское определение этого феномена. Выделены и описаны основные компоненты игрофикации: игровые механики; игровая динамика; игровая эстетика, социальное взаимодействие и игровые элементы. Сформулированы принципы внедрения игрофикации в образовательный и организационно-управленческий процессы образовательного учреждения: принцип мгновенной обратной связи; принцип конвергенции с ИКТ; принцип важности развлекательной компоненты; принцип универсальности пространства информационного взаимодействия пользователей; принцип универсальности формы; принцип интерактивности; принцип важности социальной составляющей; принцип визуализации; принцип важности сюжетной (нарративной) составляющей; принцип сегментации контента и постепенного усложнения задач. Дополнительно были выделены особенности внедрения игрофикации в образовательную среду, которые важно учитывать как в учебно-воспитательном, так и в организационно-управленческом аспектах. Были определены общие содержательные характеристики у игрофикации и интерактивных технологий, применяющихся в образовании, среди которых: изменение восприятия оценочных процедур, применяемых в процессе обучения; одновременный учет потребностей разных субъектов образования; содействие в развитии навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; усиление у субъектов образования уровня мотивации уделять внимание образовательному процессу или профессиональной деятельности и др.

Об авторах

Сергей Владимирович Бусель

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: unsergio123@gmail.com

магистрант Высшей школы образования и психологии

Россия, Калининград

Ксения Леонидовна Полупан

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: kpolupan@kantiana.ru

доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора проектного офиса

Россия, Калининград

Список литературы

  1. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34–36.
  2. McVey M. Changing spaces of education: new perspectives on the nature of learning // International Review of Education. 2013. Vol. 59, iss. 6. P. 805–807. doi: 10.1007/s11159-013-9394-9.
  3. Pennington B., McComas J.J. Effects of the good behavior game across classroom contexts // Journal of Applied Behavior Analysis. 2017. Vol. 50, iss. 1. P. 176–180. doi: 10.1002/jaba.357.
  4. Пахомова Т.Е. Геймификация как средство подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2015. № 6 (65). С. 31–39.
  5. Чернавский А.Ф., Русакова И.В., Петров И.А. Психологическое обоснование использования игровых практик и принципов геймификации при обучении пациентов стоматологического профиля здоровому образу жизни // Проблемы стоматологии. 2018. Т. 14, № 3. С. 91–96. doi: 10.18481/2077-7566-2018-14-3-91-96.
  6. Морозова И.М. Методика применения комплексных технологий активного обучения на занятиях по модулю «Педагогические коммуникации» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1, № 1 (23). С. 80–85.
  7. Белкин Ф.А. Геймификация в образовании // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 28–34. doi: 10.17759/jmfp.2016050302.
  8. Овчинников В.М. Геймификация и визуализированный контент на уроках истории // Калининградский вестник образования. 2021. № 2 (10). С. 29–40.
  9. Карпенко О.М., Лукьянова А.В., Абрамова А.В., Басов В.А. Геймификация в электронном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 4 (94). С. 28–43.
  10. Платонова Р.И., Шкурко Н.С., Лукина Т.Н., Парфенов И.Я. Современные технологии образования в системе высшего педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 113–115.
  11. Татаринов К.А. Геймификация в обучении студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 281–284.
  12. Deterding S., Dixon D., Kahled R., Nacke L. From game design elements to gamefulness: defining «Gamification» // Envisioning Future Media Environments: proceedings of the 15th International academic mindtrek conference. 2011. P. 9–15. doi: 10.1145/2181037.2181040.
  13. Евплова Е.В. Геймификация как средство повышения мотивации к обучению // Управление развитием культуросообразной среды современного образовательного учреждения: сб. ст. I всерос. открытых Одинцовских педагогических чтений. М.: Перо, 2013. С. 194–196.
  14. Нефедьев И.В., Бронникова М.Д. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру. М.: Аст, 2019. 448 с.
  15. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса / пер. с англ. А. Кардаш. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 223 с.
  16. Волкова И.И. Экранные игровые коммуникации как индикатор восприятия медиареальности: статусно-поколенческий аспект // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 4. С. 124–138.
  17. Маркеева А.В. Геймификация в бизнесе: проблемы использования и перспективы развития [Электронный ресурс] // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2, № 3. С. 169–190. doi: 10.18334/lim.2.3.596.
  18. Макарова А.С., Басова С.Н. Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный способ общения с целевыми аудиториями // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 122–125.
  19. Чиряев В.Д. Геймификация как способ мотивации // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. № 5. С. 24–25.
  20. Зикерманн Г., Линдер Дж. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / пер. с англ. И. Айзятулловой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.
  21. Гимельштейн Е.А., Годван Д.Ф. Геймификация в профориентации школьников // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 1 (15). С. 12–14.
  22. Олейник Ю.П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=20103.
  23. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). С. 60–64.
  24. Attali Y., Arieli-Attali M. Gamification in assessment: do points affect test performance? // Computers & Education. 2015. Vol. 83. P. 57–63. doi: 10.1016/j.compedu.2014.12.012.
  25. Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=22236.
  26. Караваев Н.Л., Соболева Е.В. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: монография. Киров: Вятский государственный университет, 2019. 105 с.
  27. Потапова А.С. Геймификация в образовании: характеристика и элементы // Язык и культура: сб. ст. XXIX междунар. науч. конф. (16–18 октября 2018 г.) / отв. ред. С.К. Гураль. Ч. 1. Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. С. 200–205.
  28. Вавилина Т.Ю., Привалова Е.В. Формирование медиативной компетенции на уроках иностранного языка у учащихся основной общей школы // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 89–96.
  29. Титова С.В., Чикризова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 135–152.
  30. Kapp K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. John Wiley & Sons, 2012. 336 p.
  31. Кондрашова Е.В. Геймификация в образовании: математические дисциплины // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 1. С. 467–472.
  32. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6, ч. 2. С. 314–317.
  33. Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю. Особенности содержательной геймификации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145). С. 118–128.
  34. Афонина М.В., Харламова А.С. Контент-анализ понятия «геймификация» // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (32). С. 46–50.
  35. Гревцов К.Ю., Кадеева О.Е., Сырицына В.Н. Применение игр и их компонентов в электронном обучении // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108), ч. 4. С. 73–77. doi: 10.23670/irj.2021.108.6.110.
  36. Rabah J., Cassidy R., Beauchemin R. Gamification in education: real benefits or edutainment // Academic Conferences and Publishing International: proceedings of European Conference on E-Learning. Greece: Academic Conferences and Publishing International, 2018. P. 1–12.
  37. Караваев Н.Л., Соболева Е.В. Анализ программных сервисов и платформ, обладающих потенциалом для геймификации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 8. С. 14–25. doi: 10.24422/mcito.2017.8.6960.
  38. Faiella F., Ricciardi M. Gamification and learning: a review of issues and research // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2015. Vol. 11, № 3. doi: 10.20368/1971-8829/1072.
  39. Dominguez A., Saenz-de-Navarrete J., de-Marcos L., Fernandez-Sanz L., Pages C., Martinez-Herraiz J.-J. Gamifying learning experiences: practical implications and outcomes // Computers & Education. 2013. Vol. 63, iss. 1. P. 380–392. doi: 10.1016/j.compedu.2012.12.020.
  40. Lee J., Hammer J. Gamification in education: what, how, why bother? // Academic Exchange Quarterly. 2011. № 15. P. 1–5.
  41. Browman A.S., Destin M., Molden D.C. Identity-specific motivation: how distinct identities direct self-regulation across distinct situations // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 113, iss. 6. P. 835–857. doi: 10.1037/pspa0000095.
  42. Buckley P., Doyle E. Gamification and student motivation // Interactive Learning Environments. 2016. Vol. 24, iss. 6. P. 1162–1175. doi: 10.1080/10494820.2014.964263.
  43. Barata G., Gama S., Jorge J., Goncalves D. Engaging engineering students with gamification // Proceedings 5th International Conference on Games and Virtual Worlds for Serious Applications. IEEE, 2013. P. 1–8. doi: 10.1109/vs-games.2013.6624228.
  44. Абдыкеров Ж.С., Антипов Д.А., Замятина О.М., Мозгалева П.И., Мозгалева А.И. Геймификация в образовании // Высшее образование сегодня. 2018. № 2. С. 24–27. doi: 10.25586/rnu.het.18.02.p.24.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бусель С.В., Полупан К.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».