О принципах организации личностно ориентированного образовательного процесса в вузе
- Авторы: Цепкова А.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 339-344
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/114925
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113320
- ID: 114925
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обозначается место проблемы личностно ориентированного образования в современном научном дискурсе и обосновывается значение личностно ориентированного образования как педагогического инструмента организации образовательного процесса в вузе, обеспечивающего оптимальное сочетания интересов личности, общества и государства в части формирования личности студента как человека и профессионала. Показывается многоаспектность проблемы организации личностно ориентированного образовательного процесса в высшей школе, важным аспектом которой (проблемы) является определение принципов организации личностно ориентированного образовательного процесса в вузе. Уточняется значение термина «принцип» в контексте педагогического знания. Выявляются адекватные содержанию личностно ориентированного образования принципы его реализации и обосновывается, что принципы реализации личностно ориентированного образования в условиях общеобразовательного учреждения и высшей школы не тождественны и обладают спецификой. Приводятся принципы личностно ориентированного обучения и принципы личностно ориентированного воспитания, разработанные учеными. Обосновывается возможность реализации принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» и принципа морально-этической направленности образовательного процесса в условиях вуза. Дополняется содержание данных принципов и выявляется их сущность как принципов организации личностно ориентированного образовательного процесса в высшей школе. Сущность принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» заключается в ориентации преподавателя как на актуализацию в собственной ценностной сфере сознания ценностей, базирующихся на соответствующих понятия морали, их реализацию в образовательном процессе, так и на формирование у студента понятий морали, которые, направляя его мысль на другого человека, в том числе и на преподавателя, на его принятие, на признание его достоинства и др., и будучи наделенными смыслом, принимают значение ценностей, двигающихся в пространстве отношений между преподавателем и студентом. Сущность принципа морально-этической направленности образовательного процесса заключается в ориентации преподавателя на освоение понятий морали, сквозь призму которых он воспринимает и интерпретирует педагогические ситуации, возникающие во взаимодействии со студентами, которые направляют мышление преподавателя на поиск объединяющих его и студентов ценностей при достижении поставленных целей и являются критериями для осуществления преподавателем рефлексии педагогических ситуаций, возникающих в образовательном процессе вуза.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анжелика Николаевна Цепкова
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования
Россия, г. СамараСписок литературы
- Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. М., 2021. 14 с.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 248 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
- Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании взрослых: сб. ст. / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.; Иркутск: ИОВ РАО, 1998. С. 9–24.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
- Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 30–35.
- Сериков В.В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11–18.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. 2-е изд. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Мудрик А.С. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 А–М / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 522.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
- Викулина М.А. Личностно ориентированное (значимое) образование и подготовка будущих профессионалов в вузе // Ведущие ученые НГЛУ: сб. ст. к 100-летию со дня основания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2018. С. 22–42.
- Казанцева Е.В. Актуализация идей нарративной педагогики в условиях личностно ориентированного образования высшей школы // Гуманитариум. 2017. № 1 (2). С. 26–28. doi: 10.21661/r-117229.
- Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 530–536.
- Новикова Т.А. Концептуальные основы личностно ориентированного образования в техническом вузе // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9, № 4 (39). С. 320–326.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.
- Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 383 с.
- Практика личностно-ориентированного образования: учеб. пособие / авт.-сост.: И.А. Талышева, Х.Р. Пегова. Елабуга, 2020. 126 с.
- Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 7–10.
- Калюжный А.С. Закономерности личностно-ориентированного воспитания и критерии оценки его эффективности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2012. № 1. С. 81–95.
- Цепкова А.Н. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 239 с.
- Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2009. 258 с.
- Бездухов В.П., Гуртовская Р.Н. Моральный выбор студента: теория и практика. М.: МПСИ, 2007. 198 с.
- Позднякова О.К. Связи между уровнями морально-этической педагогической рефлексии учителя // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. мат-лов IХ междунар. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 81–85.
- Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.
Дополнительные файлы
