О принципах организации личностно ориентированного образовательного процесса в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обозначается место проблемы личностно ориентированного образования в современном научном дискурсе и обосновывается значение личностно ориентированного образования как педагогического инструмента организации образовательного процесса в вузе, обеспечивающего оптимальное сочетания интересов личности, общества и государства в части формирования личности студента как человека и профессионала. Показывается многоаспектность проблемы организации личностно ориентированного образовательного процесса в высшей школе, важным аспектом которой (проблемы) является определение принципов организации личностно ориентированного образовательного процесса в вузе. Уточняется значение термина «принцип» в контексте педагогического знания. Выявляются адекватные содержанию личностно ориентированного образования принципы его реализации и обосновывается, что принципы реализации личностно ориентированного образования в условиях общеобразовательного учреждения и высшей школы не тождественны и обладают спецификой. Приводятся принципы личностно ориентированного обучения и принципы личностно ориентированного воспитания, разработанные учеными. Обосновывается возможность реализации принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» и принципа морально-этической направленности образовательного процесса в условиях вуза. Дополняется содержание данных принципов и выявляется их сущность как принципов организации личностно ориентированного образовательного процесса в высшей школе. Сущность принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» заключается в ориентации преподавателя как на актуализацию в собственной ценностной сфере сознания ценностей, базирующихся на соответствующих понятия морали, их реализацию в образовательном процессе, так и на формирование у студента понятий морали, которые, направляя его мысль на другого человека, в том числе и на преподавателя, на его принятие, на признание его достоинства и др., и будучи наделенными смыслом, принимают значение ценностей, двигающихся в пространстве отношений между преподавателем и студентом. Сущность принципа морально-этической направленности образовательного процесса заключается в ориентации преподавателя на освоение понятий морали, сквозь призму которых он воспринимает и интерпретирует педагогические ситуации, возникающие во взаимодействии со студентами, которые направляют мышление преподавателя на поиск объединяющих его и студентов ценностей при достижении поставленных целей и являются критериями для осуществления преподавателем рефлексии педагогических ситуаций, возникающих в образовательном процессе вуза.

Об авторах

Анжелика Николаевна Цепкова

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. М., 2021. 14 с.
  2. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 248 с.
  4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
  5. Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании взрослых: сб. ст. / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.; Иркутск: ИОВ РАО, 1998. С. 9–24.
  6. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  7. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
  8. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 30–35.
  9. Сериков В.В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11–18.
  10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. 2-е изд. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  12. Мудрик А.С. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 А–М / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 522.
  13. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  14. Викулина М.А. Личностно ориентированное (значимое) образование и подготовка будущих профессионалов в вузе // Ведущие ученые НГЛУ: сб. ст. к 100-летию со дня основания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2018. С. 22–42.
  15. Казанцева Е.В. Актуализация идей нарративной педагогики в условиях личностно ориентированного образования высшей школы // Гуманитариум. 2017. № 1 (2). С. 26–28. doi: 10.21661/r-117229.
  16. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 530–536.
  17. Новикова Т.А. Концептуальные основы личностно ориентированного образования в техническом вузе // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9, № 4 (39). С. 320–326.
  18. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.
  19. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
  20. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 383 с.
  21. Практика личностно-ориентированного образования: учеб. пособие / авт.-сост.: И.А. Талышева, Х.Р. Пегова. Елабуга, 2020. 126 с.
  22. Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 7–10.
  23. Калюжный А.С. Закономерности личностно-ориентированного воспитания и критерии оценки его эффективности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2012. № 1. С. 81–95.
  24. Цепкова А.Н. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 239 с.
  25. Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2009. 258 с.
  26. Бездухов В.П., Гуртовская Р.Н. Моральный выбор студента: теория и практика. М.: МПСИ, 2007. 198 с.
  27. Позднякова О.К. Связи между уровнями морально-этической педагогической рефлексии учителя // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. мат-лов IХ междунар. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 81–85.
  28. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. М.: Республика, 1996. 479 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Цепкова А.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».