Междисциплинарная интеграция как средство формирования финансовой грамотности студентов вузов
- Авторы: Токарева Ю.С.1, Кононенко Н.В.1, Заречнов Н.Ю.2, Тонких Г.Д.1
-
Учреждения:
- Забайкальский государственный университет
- Отделение Чита Сибирского Главного управления Центрального банка Российской Федерации
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 327-332
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/114922
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113318
- ID: 114922
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время вопросам формирования финансовой грамотности в Российской Федерации уделяется большое внимание. В современных условиях финансовую грамотность можно формировать на основе идеи междисциплинарной интеграции. Одной из содержательно-процессуальных характеристик образовательного потенциала междисциплинарной интеграции является повышение уровня практикоориентированности учебного процесса. Цель данного исследования заключается в выявлении возможностей использования междисциплинарной интеграции для формирования финансовой грамотности студентов вузов посредством решения практико-ориентированных задач. Особую практическую пользу при использовании такой интеграции имеет образовательный предмет «Физика». В работе представлен пример практико-ориентированной задачи, реализующей принцип междисциплинарной интеграции. В предлагаемой задаче содержательная часть связана с курсом общей физики, математика обеспечивает процесс построения модели и решение задачи на языке модели. Приведены: постановка задачи, рекомендации по решению, основные характеристики задачи и ее решения. Оценка полученных при решении задачи результатов и выбор их них наиболее оптимального способствуют формированию финансовой грамотности и позитивному финансовому поведению. Рассматриваемая задача иллюстрирует то, что решение физических задач, связанных с определенного рода экономическими ситуациями, является необходимым условием для личного финансового благополучия. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе организаций высшего образования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юлия Сергеевна Токарева
Забайкальский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: jtokareva2@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета естественных наук, математики и технологий
Россия, г. ЧитаНаталья Васильевна Кононенко
Забайкальский государственный университет
Email: kononenko.52@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики
Россия, г. ЧитаНиколай Юрьевич Заречнов
Отделение Чита Сибирского Главного управления Центрального банка Российской Федерации
Email: zarechnov3@yandex.ru
главный инженер-программист
Россия, г. ЧитаГалина Дмитриевна Тонких
Забайкальский государственный университет
Email: tonkih_g@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики
Россия, г. ЧитаСписок литературы
- Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/436770389.
- Модели финансового поведения россиян [Электронный ресурс] // Финансовая культура. https://fincult.info/teaching/patterny-finansovogo-povedeniya.
- Гелястанова Э.Х., Таучева С.А. Теоретические основы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вуза // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 10-13.
- Утяганова З.З. Роль междисциплинарной интеграции дисциплин математического и профессионального циклов в подготовке будущих бакалавров энергетической отрасли // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 8. С. 189-197.
- Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). С. 47-52.
- Дугина Г.Р. Практико-ориентированные задачи как способ повышения финансовой грамотности у студентов СПО // Преподаватель года 2020: сб. ст. междунар. проф.-исслед. конкурса (17 декабря 2020 г.). Ч. 3. Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 42-48.
- Заречнов Н.Ю. Практико-ориентированные задачи как средство формирования финансовой грамотности студентов физико-математической направленности // Молодежная научная весна: мат-лы XLIX науч.-практ. конф. молодых исследователей ЗабГУ. В 4 ч. Ч. 1. Чита: ЗабГУ, 2022. С. 151-156.
- Новикова О.Н. Экономическая грамотность и ее структура // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 62-2 (62). С. 36-39.
- Рутковская Е.Л., Половникова А.В. Оценка и формирование финансовой грамотности: модели заданий и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 24-41.
- Сажин А.В. Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 2 (218). С. 76-79.
- Авдулова И.В. Формирование финансовой грамотности на занятиях по физике // Педагогический поиск. 2021. № 4. С. 37-40.
- Воробьева Т.В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики // Молодой ученый. 2018. № 6 (192). С. 170-173.
- Бордонская Л.А., Игумнова Е.А., Серебрякова С.С., Филиппова Т.Г. Интеграция в открытом образовательном пространстве как фактор профессионального роста будущих педагогов: монография / под ред. Л.А. Бордонской. Чита: ЗабГУ, 2020. 294 с.
- Десненко С.И., Десненко М.А., Кобзарь А.Н., Пахомова Т.Е., Рогалев А.В. Междисциплинарная интеграция в образовании: монография / под науч. ред. С.И. Десненко. Чита: ЗабГУ, 2018. 222 с.
- Afanasova D.K., Utyaganova Z.Z. Features of Realization of interdisciplinary integration of natural-science and technical blocks of disciplines // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 6 S3. P. 71-77. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n6s3p71.
- Кононенко Н.В., Заречнов Н.Ю. Практико-ориентированные задачи как средство повышения мотивации к обучению математике // Инновационные технологии в технике и образовании: мат-лы XIII междунар. науч.-практ. конф. (Чита, 14-15 декабря 2021 года) / отв. ред. М.И. Мелихова. Чита: ЗабГУ, 2021. С. 66-71.
- Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=63407-sistema_ramki_bazovykh_kompetentsii_v_oblasti_finansovoi_gramotnosti_dlya_rossii.
- Далингер В.А. Теоретические основы интеграции математики и естественнонаучных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. С. 121-122.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. Бийск: Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. 172 с.
Дополнительные файлы
