О готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена теоретическим аспектам проблемы формирования готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию. Обосновывается роль понятий «готовность» и «самовоспитание» в определении готовности курсантов к самовоспитанию. Выявляется научное представление о готовности личности к деятельности в контексте психолого-педагогического знания как о возможности эффективного выполнения человеком определенной деятельности, для чего он должен обладать адекватными ей характеристиками. Представляется анализ работ, посвященных видам готовности курсантов, обучающихся в вузах различных силовых ведомств. Раскрываются особенности готовности курсантов к профессиональной деятельности, к профессиональному общению, к самообразованию, к самостоятельной работе, к профессионально-нравственной самореализации, к гуманистическому взаимодействию с человеком, к реализации норм профессиональной морали. Обосновывается, что готовность курсантов ведомственных вузов к различным видам деятельности, рассматриваемая как личностное образование, как личностно-деятельностное новообразование, как состояние личности, обладает структурой. Приводятся компоненты, отвечающие содержанию различных видов готовности курсантов ведомственных вузов. Анализируются трактовки самовоспитания применительно к курсантам различных ведомственных вузов (военных, МВД России, ФСИН России). Обосновывается необходимость рассмотрения самовоспитания курсанта ведомственного вуза ФСИН России не только как самовоспитания представителя конкретной профессии, но и личности в самом широком смысле. Предлагается трактовка готовности курсантов ведомственного вуза ФСИН России к самовоспитанию как личностного образования, характеризующегося целенаправленной, осознанной, систематической и кропотливой работой курсанта над собой, над совершенствованием себя как человека и профессионала, и образуемого когнитивным, мотивационным, аксиологическим, эмоциональным, практическим и рефлексивным компонентами.

Об авторах

Андрей Олегович Митрофанов

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: mitrofanov78@yandex.ru

начальник курса учебно-строевого подразделения

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Готовность // Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. М.: Астрель; АСТ, 2003. С. 237.
  2. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. М., 2007. 23 с.
  3. Готовность // Военно-психологический словарь-справочник: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.П. Зинченко. М.: ИД Куприянова, 2010. С. 66-67.
  4. Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52). С. 172-175.
  5. Гайсина Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 113 с.
  6. Новиков А.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 24 с.
  7. Ширяев А.А. Формирование готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2013. 25 с.
  8. Верещак А.В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов вуза МВД РФ: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2010. 22 с.
  9. Шибаев А.А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2007. 23 с.
  10. Золотарев В.А., Саяпин В.Н. Разработка и содержание технологии формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (274). С. 85-88.
  11. Гребенюк В.П., Гребенюк С.В. Основные пути развития готовности курсантов к осуществлению эффективной деятельности по самообразованию // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 2 (54). С. 15-25.
  12. Митинкин О.А., Жарков А.В. Готовность курсантов к самостоятельной работе, как фактор профессионального совершенствования // Научный альманах. 2017. № 10-1 (36). С. 232-235.
  13. Рыбин Д.Н., Рыбина И.С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД России к профессионально-нравственной самореализации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1(28). С. 135-137.
  14. Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 26 с.
  15. Козлов А.И. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к реализации норм профессиональной морали: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2017. 26 с.
  16. Самовоспитание // Педагогика: словарь научных терминов / под ред. В.В. Князева. М.: Вузовская книга, 2009. С. 613.
  17. Самовоспитание // Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. С. 295.
  18. Военная психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайлевского. М.: Совершенство, 1998. 384 с.
  19. Заец О.Г. Актуализация профессионального самовоспитания курсантов и руководство им // Вестник Екатерининского института. 2013. № 4 (24). С. 13-15.
  20. Полупан С.Н. Формирование навыков самовоспитания у курсантов высших военных учебных заведений в образовательном процессе // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 50. С. 59-64.
  21. Башков А.В., Федулов Б.А. Самовоспитание профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России: монография. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД РФ, 2011. 176 с.
  22. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисов Е.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 266-269.
  23. Котляр В.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2006. 193 с.
  24. Невзоров С.В., Ковтуненко Л.В. Готовность к самовоспитанию как результат совершенствования личности сотрудника полиции // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 143-145.
  25. Крахмалев О.Н. Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2005. 20 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Митрофанов А.О., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».