Трансформация идей личностно ориентированной педагогики в социалистическом воспитании в первой трети XX века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе исторических документов, педагогических сочинений XIX – начала XX веков и современных трудов выявляются особенности развития и трансформации в отечественной педагогике идей свободного развития личности в первой трети XX века, оценивается их значимость для современной теории и практики личностно ориентированного образования. Устанавливается, что к началу XX века образование обращает на себя пристальное внимание, идея личности как ценности для общества получает широкое распространение. Формируются школы «педагогики индивидуальности», провозглашающие идею свободы развития личности в единстве с обществом. Содержание личностно-развивающих педагогических систем к 1917–1918 годам неоднородно и эклектично, на них оказывают влияние различные теории в контексте взаимоотношений личности и общества. С 1920-х годов педагогическая деятельность приобретает социоцентрические контуры, связанные с воспитанием социалистического типа личности. Наркомпрос взвешенно, но жестко и последовательно устраняет религиозное и любое иное педагогическое влияние, не вписывающееся в установленный формат и идеал нравственного облика советского гражданина. При этом в социалистическом воспитании в известных рамках наблюдается преемственность идей свободного развития и средового воспитания 1920-х годов. Исследование показывает, что при наличии неограниченных ресурсов в создании контролируемой и идеологически выверенной воспитательной среды можно добиться выдающихся результатов. Однако такие результаты будут неоднозначны: блокирование персонального развития, поощрение программированного влияния на личность лишает ее самообразующего начала, свободы и в конечном итоге ответственности.

Об авторах

Дмитрий Владимирович Литвин

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: d_litvin@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Сериков В.В. Размышления о педагогической науке и практике: возможен ли диалог? // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 3 (19). С. 115–130.
  2. Filonov G.N. Anton Makarenko // Prospects: the Quarterly Review of Comparative Education. 1994. Vol. XXIV, № 1/2. P. 77–91.
  3. Шмид Е. История средних учебных заведений в России / пер. с нем. А.О. Нейлисова с доп. по указанию автора. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1878. 684 с.
  4. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802–1902. СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. 785 с.
  5. Религиозно-нравственное воспитание в школе. Из обсуждения в Государственной думе законопроекта Министерства народного просвещения о начальных училищах. 18 октября 1910 г. Государственная Дума. Созыв 3-й. Сессия 4-я. Стеногр. отчеты // Церковь и школа: тематическая публикация документов / сост. В.А. Владыкина. М.: ИНПО, 1995. С. 14–36.
  6. Покровский В. Школа и церковь: газетная статья. Известия. 1918 г. 20, 28 июля. Еженедельное приложение «Народное просвещение» № 9, 10 // Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1: в 4 кн.: 1917–1924 гг. Кн. 3: Народные комиссариаты СНК РСФСР (1917–1924) и СНК СССР (1922–1924): проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». М.: Политическая энциклопедия, 2018. 892 с.
  7. Народное образование и церковное достояние в III-й Государственной Думе: речи, доклады, статьи Е.П. Ковалевского. Ч. 1: Народное образование / сост. А.А. Ольгинский. СПб.: Тип. Р.В. Коротаевой, 1912. 354 с.
  8. Рубинштейн М.М. Современное образование и нравственность // Вестник воспитания. 1917. № 1. С. 1–45.
  9. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1913. 591 с.
  10. Метла Н. Конволют. Усвоение личностью права. М.: Университетская тип., 1877. 56 с.
  11. Программа Трудовой народно-социалистической партии // Народно-социалистическое обозрение. 1906. Вып. 1. С. 3–14.
  12. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семёновича Выготского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 315–319.
  13. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. 4-е изд., вновь испр. и доп. Петербург – М.: Голос труда, 1923. 102 с.
  14. Слепенкова Е.А. Педагогические вузы СССР в период политических репрессий 1930-х гг. // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: традиции и новации в истории педагогической культуры: мат-лы седьмой национальной. науч. конф. (Москва, 17 ноября 2011 г.). М.: АСОУ, 2011. С. 146–149.
  15. Gonzalez-Monteagudo J. John Dewey y la pedagogía progresista // El legado pedagógico del siglo XX para la escuela del siglo XXI / ed. J. Trilla. Barcelona: Grao, 2001. P. 15–39.
  16. Петровский А.В. Психология и время. М.: Питер, 2007. 447 с.
  17. Приложение к протоколу заседания № 123 Коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР. Тезисы общего доклада по социальному воспитанию // Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 324. Л. 61–61 об.
  18. Бессалько П.К., Калинин Ф.И. Проблемы пролетарской культуры. Петербург: Антей, 1919. 79 с.
  19. Луначарский А.В. Об искусстве. В 2 т. Т. 2. Русское советское искусство. М.: Искусство, 1982. 391 с.
  20. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 6–13.
  21. Маяковский В.В. Полное собрание произведений: в 20 т. Т. 3: Стихотворения, 1927 – первая половина 1928. М.: Наука, 2014. 560 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Литвин Д.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».