Использование интерактивных приёмов и цифровых инструментов в процессе практической подготовки учителя иностранных языков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов, связанных с практической подготовкой учителя иностранных языков к будущей профессиональной деятельности в условиях трансформации образования. Обосновывается идея о том, что современным обществом востребован специалист, способный к саморазвитию и самоорганизации. В результате теоретического осмысления проблемы выявлены преимущества использования интерактивных приемов при обучении иностранному языку, среди которых совместная деятельность, направленная на решение поставленной задачи с учетом погружения участников в общий коммуникативный контекст. В статье представлены преимущества организации такого обучения с использованием интерактивного приема «ажурная пила», приводятся примеры заданий для работы с текстами в процессе коммуникативно-ориентированного чтения, для формирования лексико-грамматических навыков обучающихся. Авторами акцентируется внимание на цифровых компетенциях, которыми должен владеть современный учитель: моделирование виртуального контента, использование цифровых инструментов в образовательном процессе, создание обучающих онлайн-ресурсов. Особое внимание уделяется вопросам практического использования потенциала цифровых инструментов на основе конструкторов Questionstar, Myquiz, Padlet, Wordwall, LearningApps, Wizer.me, Master-test.net, Edvibe и др. для формирования профессионального опыта проектирования и осуществления образовательной деятельности. Функционал указанных цифровых инструментов позволяет развивать критическое мышление обучающихся, управлять учебной мотивацией, развивает готовность к освоению возможностей разнообразных сервисов и платформ. Проведенное исследование позволяет заключить, что активное использование современных образовательных приемов и цифровых сервисов в практической подготовке будущих учителей иностранного языка создает новые возможности для решения разнообразных задач, служит эффективным инструментом формирования их готовности к профессиональной деятельности.

Об авторах

Людмила Андреевна Лазутова

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Email: l_lasutova@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и методик обучения

Россия, г. Саранск

Светлана Ивановна Пискунова

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Email: simitina@yandex.ru

доктор философских наук, профессор кафедры права и философии, декан факультета иностранных языков

Россия, г. Саранск

Оксана Евгеньевна Янкина

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Автор, ответственный за переписку.
Email: oxankina@mail.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков и методик обучения

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Лазутова Л.А., Пискунова С.И. Формирование коммуникативных soft skills у будущих учителей иностранных языков // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 3 (43). С. 73-78.
  2. Шукшина Т.И., Каско Ж.А., Рыжов Д.В. Особенности практико-ориентированной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 22-26.
  3. Антонова М.В., Замкин П.В., Мирошкин В.В. Факультет физической культуры Мордовского пединститута: подготовка кадров в условиях сетевого взаимодействия // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 14-16.
  4. Кизрина Н.Г., Янкина О.Е. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров на основе технологии «веб-квест» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2 (60). С. 193-197.
  5. Meyers E.M., Erickson I., Small R.V. Digital literacy and informal learning environments: an introduction // Learning, Media and Technology. 2013. Vol. 38, iss. 4. P. 355-367.
  6. Ries F., Cabrera C.Y., Carriedo R.G. A study of teacher training in the United States and Europe // The European Journal of Social and Behavioural Sciences. 2016. № 17 (2). P. 2029-2054.
  7. Казинец В.А., Тринадцатко О.А. Компетентностная модель высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 160-165.
  8. Eastma J.K., Iyer R., Eastman K.L.Interactive technology in the classroom: an exploratory look at its use and effectiveness // Contemporary Issues in Education Research. 2009. № 2 (3). P. 31-38.
  9. Hoffman C., Goodwin S. A clicker for your thoughts: technology for active learning // New Library World. 2006. Vol. 107, № 9/10. P. 422-433. doi: 10.1108/03074800610702606.
  10. Borthwick A.C., Hansen R. Digital literacy in teacher education: are teachers competent? // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2017. Vol. 33, iss. 2. P. 46-48. doi: 10.1080/21532974.2017.1291249.
  11. Kroksmark T. Teachers’ subject competence in digital times // Education Inquiry. 2015. Vol. 6, iss. 1. doi: 10.3402/edui.v6.24013.
  12. McKnight K., O'Malley K., Ruzich R. et al. Teaching in a Digital Age: How Educators Use Technology to Improve Student Learning // Journal of Research in Technology in Education. 2016. Vol. 48, iss. 3. P. 194-211. doi: 10.1080/15391523.2016.1175856.
  13. Jahnke I., Norberg A. Digital didactics: scaffolding a new normality of learning // Higher Education. Visionary paper for Open Education 2030. 2014. P. 129-137.
  14. Blatt I. Medien - Schrift - Kompetenz im Deutschunterricht. Ein Basiskonzept mit unterrichtspraktischen Hinweisen // Computer im Deutschunterricht der Sekundarstufe / V.G. Thome, U.D. Thome (eds). Braunschweig: Westermann, 2020. P. 24-53.
  15. Подстрахова А.В. Дистанционное обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации (из опыта применения цифрового видеоконтента) // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 26-31.
  16. Оларь Ю.В., Хильченко Т.В., Андреев Д.Е. Анализ отечественного и зарубежного опыта организации коллаборативного обучения иностранным языкам в вузе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (50). С. 136-142. doi: 10.52772/25420291_2021_2_136.
  17. Перова К.В. Интерактивный метод «Ажурная пила» при введении грамматического материала на уроке немецкого языка // Обучение иностранным языкам - современные проблемы и решения: сб. мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. имени Е.Н. Солововой (6 ноября 2020 года) / под ред. А.Е. Казеичевой, И.В. Хитровой и др. Обнинск: Титул, 2021. С. 116-120.
  18. Дерюга В.Е. Гуманизация образовательных интернет-технологий в педагогическом процессе // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 83-92. doi: 10.31862/2218-8711-2020-3-83-92.
  19. Bates A.W. Teaching in a digital age. Vancouver BС: Tony Bates Associates Ltd, 2015. 518 p. doi: 10.14288/1.0224023.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лазутова Л.А., Пискунова С.И., Янкина О.Е., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».