Цифровая реформа высшего образования: опыт реализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется имеющийся опыт внедрения цифровой реформы в систему высшего образования и намечаются перспективы ее дальнейшего развития. Обоснованы философские и педагогические вопросы использования различных подходов к реализации кастомизированных жизненно-образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Доказано, что основной целью подкрепления существующих шагов по реализации цифровой реформы высшего образования является содействие саморазвитию студентов. Практическая значимость исследования заключается в попытках построения матрицы компетенций, лежащих в основе стратегий построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Основные результаты связаны перспективным реинженирингом образовательных и научно-образовательных структур организаций высшего образования и формированием полипредметных полей и каскадов 16 основных научно-образовательных индустрий высшего образования будущего. Дальнейшее развитие данного исследования видится в изучении междисциплинарных и межкультурных аспектов взаимодействия всех субъектов образовательной среды, реализуемых в цифровом управлении указанных научно-образовательных индустрий: индустрии знаний, индустрии мышления и дизайна, индустрии здоровьесбережения, нейроиндустрии, индустрии управления, индустрии права, индустрии культуры, индустрии гостеприимства, индустрии территорий, индустрии высоких технологий, индустрии логистик, индустрии производственных систем, индустрии ресурсосбережения, индустрии исследований, индустрии трансфера, индустрии социальных инициатив.

Об авторах

Александр Александрович Федоров

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: alafedorov@kantiana.ru

доктор философских наук, профессор, ректор

Россия, Калининград

Анна Олеговна Бударина

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: annabudarina@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, директор института образования

Россия, Калининград

Ксения Леонидовна Полупан

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: kpolupan@kantiana.ru

доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора проектного офиса

Россия, Калининград

Дмитрий Геннадьевич Житиневич

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: dzhitinevich@kantiana.ru

кандидат юридических наук, доцент, директор проектного офиса

Россия, Калининград

Список литературы

  1. Eagle L., Brennan R. Are students customers? TQM and marketing perspectives // Quality Assurance in Education. 2007. Vol. 15, № 1. P. 44-60. doi: 10.1108/09684880710723025.
  2. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8-9. С. 67-82. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.
  3. Machlup F. Knowledge industries and knowledge occupations // Economics of Education. Research and Studies. 1987. P. 14-21. doi: 10.1016/B978-0-08-033379-3.50010-3.
  4. Scott P. Postmodernity and the university // Revista Española de Educación Comparada. 2012. № 20. P. 81-107. doi: 10.5944/reec.20.2012.7594.
  5. An introduction to the higher education industry // Mission and money: understanding the university / B.A. Weisbrod, J.P. Ballou, E.D. Asch. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 1-10.
  6. McGreal R. Special report on the role of open educational resources in supporting the sustainable development. Goal 4: quality education challenges and opportunities // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18 (7). P. 292-305.
  7. Аксёнов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А., Сергеева Т.Н., Романовская Л.В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 24-43. doi: 10.32744/pse.2021.1.2.
  8. Киященко Л.П., Тищенко П.Д. Новый тип производства знаний и проблема ответственности в биологии и медицине XXI века // Философские науки. 2010. № 12. С. 38-41.
  9. Mishra S. Open educational resources: removing barriers from within // Distance Education. 2017. Vol. 38 (3). P. 369-380. doi: 10.1080/01587919.2017.1369350.
  10. Rufai A.U., Bin Bakar A.R., Mat Rashid A. Business, industry and higher education collaboration: a panacea in developing professional work-ready graduates // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 6. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n6p512.
  11. Turner L. Metamodernism: a brief introduction [Internet] // Notes on Metamodernism. 2015. https://www.berfrois.com/2015/01/everything-always-wanted-know-metamodernism.
  12. Zinchenko V.V. Global institutional transformations and the prospects of sustainable development of society in the context of the internationalization of higher education // Перспективы науки и образования, 2020. № 2 (44). P. 10-18. doi: 10.32744/pse.2020.2.1.
  13. DeBrock L. The new face-to-face education scalable live-engagement // Educational Studies Moscow. 2018. № 4. P. 44-59. doi: 10.17323/1814-9545-2018-4-44-59.
  14. Keyek-Franssen D. Practices for student success: from face-to-face to at-scale and back // Educational Studies Moscow. 2018. № 4. P. 116-138. doi: 10.17323/1814-9545-2018-4-116-138.
  15. Akimova E.I., Madzhuga A.G., Shurupova R.V., Bueverova E.L. New understanding of health and a healthy lifestyle: a holistic and existential-humanistic approach // Perspectives of Science and Education. 2020. № 47 (5). P. 10-21. doi: 10.32744/pse.2020.5.1.
  16. Гамукин В.В. Индивидуальные образовательные маршруты в вузе // Инженерное образование. 2019. № 25. С. 27-36.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Синергетическая сущность процесса выбора

Скачать (189KB)

© Федоров А.А., Бударина А.О., Полупан К.Л., Житиневич Д.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».