Этнокультурное образование в полиэтническом регионе (на примере Самарской области)
- Авторы: Сафонова Е.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 2 (2022)
- Страницы: 320-324
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/109870
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022112310
- ID: 109870
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблемам регионального этнокультурного образования. Этнополитическая, многокультурная ситуация на территории Самары и Самарской области во многом совпадает с общими социально-экономическими тенденциями, происходящими в России, это дает основание рассматривать область как регион, где протекают важные, характерные для большей части России этнополитические процессы. Образовательная среда в большей мере становится полиэтничной и требует внимания к вопросам этнокультурного и поликультурного образования обучающихся. В статье на основе проведенного полевого исследования актуализируется вопрос взаимодействия школы и семьи в процессах этнической инкультурации и общероссийской социализации личности ребенка. Этнокультурная социализация ребенка проходит в семье, и педагогу важно оказать профессиональную поддержку родителям в интеграции учащихся в культуру своего сообщества, в формировании позитивной идентичности в сочетании с общероссийской идентичностью, чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторической памяти своего народа. Этническая толерантность высока в тех школах, где процесс этнокультурного образования осуществляется в рамках продуманной многоступенчатой системы взаимодействия с родительским сообществом. Антропологический подход, таким образом, изучает «встречу образования с традиционной культурой» и актуализирует вопросы этнокультурности-поликультурности современного образовательного процесса.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Евгения Викторовна Сафонова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: safonova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры
Россия, СамараСписок литературы
- Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. 23 с.
- Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): дис. … канд. ист. наук: 07.00.07. СПб., 2003. 309 с.
- Солдатова А.Е. «Может, его призвание - тайгу знать на "пять"»? Образовательные траектории цаатанов и тувинцев-тоджинцев // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 172-184. doi: 10.17223/2312461X/14/9.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 181 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009. 296 с.
- Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74-79.
- Корсакова Л.Е. Этнокультурные основы современного образования // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 99-103.
- Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 280 с.
- Самойлов В.Д. Педагогическая антропология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2013. 271 с.
- Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
- Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: на материале Республики Бурятия: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 414 с.
- Тагунова И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 280 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 1997. 311 с.
- Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2011. 376 с.
- Арзамасцева Н.Г. Развитие этнического самосознания личности студента в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=8741.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. литература, 1975. 504 с.
- Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
- Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 2. С. 20-28.
Дополнительные файлы
