Этнокультурное образование в полиэтническом регионе (на примере Самарской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблемам регионального этнокультурного образования. Этнополитическая, многокультурная ситуация на территории Самары и Самарской области во многом совпадает с общими социально-экономическими тенденциями, происходящими в России, это дает основание рассматривать область как регион, где протекают важные, характерные для большей части России этнополитические процессы. Образовательная среда в большей мере становится полиэтничной и требует внимания к вопросам этнокультурного и поликультурного образования обучающихся. В статье на основе проведенного полевого исследования актуализируется вопрос взаимодействия школы и семьи в процессах этнической инкультурации и общероссийской социализации личности ребенка. Этнокультурная социализация ребенка проходит в семье, и педагогу важно оказать профессиональную поддержку родителям в интеграции учащихся в культуру своего сообщества, в формировании позитивной идентичности в сочетании с общероссийской идентичностью, чувства личной ответственности за сохранение культурно-исторической памяти своего народа. Этническая толерантность высока в тех школах, где процесс этнокультурного образования осуществляется в рамках продуманной многоступенчатой системы взаимодействия с родительским сообществом. Антропологический подход, таким образом, изучает «встречу образования с традиционной культурой» и актуализирует вопросы этнокультурности-поликультурности современного образовательного процесса.

Об авторах

Евгения Викторовна Сафонова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: safonova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры

Россия, Самара

Список литературы

  1. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. 23 с.
  2. Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры (на примере ненцев Ямала): дис. … канд. ист. наук: 07.00.07. СПб., 2003. 309 с.
  3. Солдатова А.Е. «Может, его призвание - тайгу знать на "пять"»? Образовательные траектории цаатанов и тувинцев-тоджинцев // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 172-184. doi: 10.17223/2312461X/14/9.
  4. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 181 с.
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. М.: Академия, 1999. 168 с.
  6. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009. 296 с.
  7. Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74-79.
  8. Корсакова Л.Е. Этнокультурные основы современного образования // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 99-103.
  9. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 280 с.
  10. Самойлов В.Д. Педагогическая антропология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2013. 271 с.
  11. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  12. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: на материале Республики Бурятия: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 414 с.
  13. Тагунова И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 280 с.
  14. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 1997. 311 с.
  15. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2011. 376 с.
  16. Арзамасцева Н.Г. Развитие этнического самосознания личности студента в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=8741.
  17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. литература, 1975. 504 с.
  18. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
  19. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 2. С. 20-28.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сафонова Е.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».