Разработка маршрута и заданий для учебной геологической практики студентов в условиях эпидемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обучение студентов в условиях эпидемии COVID-19 требует кардинальных изменений в системе образования, использования новых технологий, подходов и объектов. В статье рассматривается опыт внедрения смешанного обучения при проведении учебной геологической практики студентов строительных профилей подготовки в Самарском государственном техническом университете, которая проходила летом 2021 года. При смешанном обучении лекционные занятия реализуются в онлайн-формате, а лабораторные, семинарские занятия и практики проводятся очно, с обязательным соблюдением мер безопасности и в малых группах. Разработан новый геологический маршрут для учебной геологической практики в пределах центральной части города на четвертой очереди набережной р. Волги. Использование нового маршрута позволит изучить на практике свойства горных пород магматического, метаморфического и осадочного происхождения, особенности протекания и результаты экзогенных геологических процессов (оврагообразования, оползней, карстообразования, абразии, выветривания и др.), а также геоморфологическое строение долины р. Волги. Расположение маршрута в пределах центра города недалеко от корпусов университета позволит проводить учебную геологическую практику в малых группах, не требуя организации выездов и учебных экскурсий на геологическое объекты, что является актуальным в условиях пандемии.

Об авторах

Дарья Игоревна Васильева

Самарский государственный технический университет

Email: vasilievadi@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры строительной механики, инженерной геологии, оснований и фундаментов

Россия, Самара

Маргарита Николаевна Баранова

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mnbaranova@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры строительной механики, инженерной геологии, оснований и фундаментов

Россия, Самара

Список литературы

  1. Огорельцев П.А., Купорез К.Д. Высшее образование в условиях пандемии: итоги и проблемы дистанционного обучения // Документ. Архив. История. Современность. 2021. № 21. С. 40–47.
  2. Плаксина Н.В., Манжосова Ю.А., Иванов В.А. Трансформация высшего образования в Великобритании в период пандемии COVID-19 // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). С. 117–124.
  3. Максимцев И.А., Горбашко Е.А., Онуфриева О.А. Обеспечение качества образования в новых реалиях постпандемического мира // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2020. № 4 (63). С. 10–15.
  4. Ключевская И.С. Проблемы развития высшего образования в условиях пандемии COVID-19 // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 17. С. 19–21.
  5. Sorokin S.E. Russian universities after the pandemic: ways of transformation // Logos et Praxis. 2021. Vol. 20, № 1. P. 23–30. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.3.
  6. Воробьева О.И., Захарова Н.Н. Проблемы обучения студентов в условиях пандемии в странах Европейского союза и в России // Глобальные проблемы современности. 2021. Т. 2, № 2. С. 5–10. doi: 10.26787/nydha-2713-2048-2021-2-2-5-10.
  7. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 124–135. doi: 10.26105/SSPU.2020.68.5.008.
  8. Макаренко Е.И., Миронова Т.А. Специфика проведения учебной практики в техническом вузе в дистанционном формате [Электронный ресурс] // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2021. № 3 (29). https://www.adi-madi.ru/madi/article/view/1038.
  9. Голубова В.М., Батчаева Ф.М. Дистанционное образование как инновационная технология XXI века // Современная наука и инновационные образовательные технологии: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава и магистрантов Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП, Ставрополь, 29–30 октября 2019 года / под общ. ред. В.Н. Глаза, В.И. Бережного. Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула», 2019. С. 276–278.
  10. Воскрекасенко О.А., Мендова Н.С. Использование дистанционного обучения в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 111–115. doi: 10.17513/snt.38224.
  11. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2020. 194 с.
  12. Хизбуллина Р.З., Галина Г.К., Султанова Р.М., Валеева А.И., Салемгараева Л.Р. Использование дистанционного обучения как инновационной технологии современной системы образования во время пандемии // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 149–161. doi: 10.15350/2409-7616.2020.4.14.
  13. Макеев А.В. Введение информационных технологий в образование, электронное обучение и дистанционное образование: плюсы и минусы // Студенческая наука для развития информационного общества: сб. мат-лов III всерос. науч.-техн. конф., Ставрополь, 14–18 декабря 2015 года. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. С. 169–171.
  14. Васильева Д.И., Баранова М.Н., Какутина О.М., Шиманчик И.П. Геологическое строение и почвенный покров территории г.о. Самара: учеб. пособие. Самара: Изд-во СМИУ, 2011. 167 с.
  15. Бухман Л.М., Баранова М.Н. Геологическая история образования отложений, геохронология и полезные ископаемые Самарской области: учеб. пособие. Самара: СГАСУ, 2016. 94 с.
  16. Баранова М.Н., Васильева Д.И. Перспективы применения компетентностного подхода во время учебной геологической практики // Новая стратегия оценивания учебной деятельности: сб. ст., Самара, 17 февраля 2016 г. Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. С. 46–54.
  17. Баранова М.Н., Мальцев А.В. Основы петрографии осадочных пород: метод. указания. Самара: СГАСУ, 2015. 32 с.
  18. Костюк В.П. Основы минералогии и петрографии: курс лекций. Самара: СГАСУ, 2002. 156 с.
  19. Паршова В.Я., Васильева Д.И., Баранова М.Н. Эрозионные процессы на урбанизированных территориях (на примере Самары) // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: сб. ст. Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. С. 386–393.
  20. Васильева Д.И., Баранова М.Н. Мониторинг геологических процессов береговой зоны Саратовского водохранилища (на примере загородного парка Самары) // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: сб. ст. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. С. 289–293.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Точки наблюдения на геологическом маршруте

Скачать (129KB)
3. Рисунок 2 – Магматические и метаморфические породы в ограждении (А – общий вид ограждения, Б – обломки магматической породы габбро в металлической сетке, В – обломки метаморфической породы известково-силикатный роговик). Фото М.Н. Барановой

Скачать (123KB)
4. Рисунок 3 – Памятник Государственной границе России (А – внешний вид памятника, Б – гранит, В – габбро). Фото М.Н. Барановой

Скачать (116KB)
5. Рисунок 4 – Памятник князю Владимиру (А – внешний вид, Б – уральский гранит, В – сиенит). Фото М.Н. Барановой

Скачать (108KB)
6. Рисунок 5 – Осадочные горные породы (известняки). Фото М.Н. Барановой

Скачать (306KB)

© Васильева Д.И., Баранова М.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».