О способах формирования компетенции самоорганизации и самообразования у обучающихся при изучении высшей математики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается один из способов реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование компетенции самоорганизации и самообразования у обучающихся технического вуза. Представлено теоретическое обоснование необходимости создания целостного комплекса таких условий именно в техническом вузе, приводится формулировка организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий формирования компетенции самоорганизации и самообразования у обучающихся и перечисляются разработанные автором средства их реализации. Показаны возможности традиционного предметного содержания на примере дисциплины «Высшая математика» для целенаправленного формирования когнитивных, деятельностных и личностных компонентов компетенции самоорганизации и самообразования. Приведены примеры из разработанного комплекса заданий по высшей математике, а также заданий проектного и исследовательского характера. Все эти задания направлены на формирование таких регулятивных действий, входящих в состав компетенции самоорганизации и самообразования, как прогнозирование, целеполагание, планирование, контроль, рефлексию, а также таких качеств мышления, как гибкость (вариативность), рациональность, быстрота. Представлены некоторые результаты экспериментальной проверки результативности разработанных заданий (для деятельностных и личностных компонентов компетенции самоорганизации и самообразования), доказывающие целесообразность использования их в образовательном процессе вуза. Описанные в статье способы реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование компетенции самоорганизации и самообразования у обучающихся технического вуза, инвариантны относительно предметного содержания и могут быть распространены на обучение другим дисциплинам.

Об авторах

Татьяна Владимировна Триндюк

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Email: tv.trindyk@mail.ru

старший преподаватель кафедры высшей математики

Россия, Самара

Наталья Геннадьевна Кочетова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fnodekan@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета начального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS VO 3++.
  2. Дедю И.И. Самоорганизация // Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии, 1989. 406 с.
  3. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.
  4. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: мат-лы тез. второго всесоюз. семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. С. 120-131.
  5. Дьяков С.И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни. Семантический принцип // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 23. С. 15-27.
  6. Зубова С.П., Лысогорова Л.В., Триндюк Т.В. О понятии самоорганизации в синергетике и педагогике // Гуманитарные Балканские исследования - Болгария. 2020. Т. 4, № 3 (9). С. 39-41.
  7. Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В. О взаимосвязи понятий «самоорганизация» и «самообразование» // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4, № 4 (10). С. 20-22. doi: 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0005.
  8. Новикова Н.А. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи в контексте личностно-ориентированного подхода // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2978-2981.
  9. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. 107 с.
  10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Самообучение // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. С. 268.
  11. Самоорганизация // Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Изд. 4-е, расш. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. С. 437.
  12. Дмитриева Е.Н. Самообразование в системе профессиональной подготовки педагога: теоретические основы и практическая реализация: монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001. 133 с.
  13. Баньковская Н.И. Представления о мотивации к самообразованию учащихся в современной психологии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 342-352.
  14. Мирошниченко Э.А. Организация самообразования обучающихся экономического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Запорожье, 1998. 191 с.
  15. Казанская Л.А. Сущность и особенности самоуправления личности: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. Уфа, 2005. 28 с.
  16. Галямина А.В. Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «иностранный язык»): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2017. 198 с.
  17. Костромина С.Н. Психологические основания формирования профессионала на этапе обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2008. Вып. 4. С. 329-340.
  18. Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности обучающихся вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2008. 225 с.
  19. Савва Л.И., Рабина Е.И. Педагогические условия, способствующие развитию умений самоорганизации времени обучающихся вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2011. № 3. С. 100-105.
  20. Ломин С.А., Осин А.К. Дидактические условия формирования самоорганизации учебной деятельности обучающихся // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 135-136.
  21. Наинг Х.Х. Формирование умений самоорганизации у обучающихся-химиков на основе синергетического подхода: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2015. 169 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Гистограмма распределения уровней сформированности компетенции самоорганизации и самообразования в ЭГ и КГ наборов 2018 г. (А) и 2020 г. (Б) на констатирующем этапе

Скачать (30KB)
3. Рисунок 2 – Уровни сформированности гибкости и рациональности мышления в ЭГ и КГ наборов 2018 и 2020 годов на констатирующем этапе

Скачать (14KB)
4. Рисунок 3 – Распределение времени обучающихся по видам деятельности

Скачать (27KB)
5. Рисунок 4 – Гистограмма распределения уровней сформированности компетенции самоорганизации и самообразования в ЭГ и КГ наборов 2018 г. (А) и 2020 г. (Б) на контрольном этапе

Скачать (29KB)
6. Рисунок 5 – Уровни сформированности гибкости и рациональности мышления в ЭГ и КГ наборов 2018 и 2020 годов на контрольном этапе

Скачать (15KB)
7. Рисунок 6 – Распределение времени обучающихся по видам деятельности на контрольном этапе эксперимента

Скачать (29KB)

© Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».