Semantic reading as a means of students’ ecological worldview development in the process of learning Geography

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with ecological worldview development among students capable of self-development and self-education on the basis of universal educational actions in the light of modern requirements of the Federal State Educational Standard of General Education in Geography. The issue of environmental competence as an integral part of the scientific worldview is touched upon. The authors have highlighted worldview ecological knowledge as a substantive basis of the worldview for all courses of school Geography; they have also noted ecological skills. The components of the ecological worldview (cognitive, value-normative, moral-strong-willed and practical) are considered. Attention is paid to the issues of intellectual development as the central link of the scientific worldview, the conditions for ecological worldview development, the selection of the content of educational material, the use of intersubject connections, the establishment of cause-and-effect relationships, the use of modern pedagogical technologies. The authors’ attention is also focused on the technology of problem-based learning as a basis for student-centered learning technologies – technology for project activities development and case technology. Particular attention is paid to the technology for critical thinking development through reading and writing as the most optimal and rational technology for universal general educational action development – semantic reading. It is one of the elements of reading competence related to the key cognitive competence that forms the basis of the cognitive component of the ecological worldview. The results of experimental work aimed at semantic reading skills development are presented.

About the authors

Svetlana Ivanovna Beketova

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: svetlanasun2012@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Theory and Methodology of Geographical and Ecological Education Department

Russian Federation, Kazan

Elena Nikolaevna Kubyshkina

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: kartaglobus@mail.ru

candidate of geographical sciences, associate professor of Theory and Methodology of Geographical and Ecological Education Department

Russian Federation, Kazan

Svetlana Kuzminichna Gubeeva

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: gluklichs@mail.ru

senior lecturer of Theory and Methodology of Geographical and Ecological Education Department

Russian Federation, Kazan

Ruslan Anatolevich Ulengov

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: ulengovr@mail.ru

candidate of geographical sciences, associate professor of Theory and Methodology of Geographical and Ecological Education Department

Russian Federation, Kazan

Ildar Anvarovich Urazmetov

Kazan (Volga Region) Federal University

Email: urazmetov-i@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Theory and Methodology of Geographical and Ecological Education Department

Russian Federation, Kazan

Albina Damirovna Khayaleeva

Kazan (Volga Region) Federal University

Author for correspondence.
Email: camat185@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Theory and Methodology of Geographical and Ecological Education Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 5-9 классы: рабочие программы: предметная линия учебников «Сферы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 175 с.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
  3. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. Казань: К(П)ФУ, 2012. 240 с.
  4. Бекетова С.И., Хаялеева А.Д., Гайсин И.Т. Взгляды ученых педагогов и психологов на некоторые вопросы интеллектуального развития // Вопросы образования и психологии: монография / Т.А. Лавина, А.Н. Захарова, Т.И. Грицкевич и др. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 44-54.
  5. Камалеева А.Р., Григорьева Э.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2009. № 4 (14). С. 59-65.
  6. Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. Волгоград: Учитель, 2011. 295 с.
  7. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. 75 с.
  8. Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе. 1998. № 2. С. 5-8.
  9. Бекетова С.И., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Формирование эколого-географического мировоззрения в процессе обучения географии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (30). С. 16-27.
  10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Русское слово, 2011. 334 с.
  11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 10: Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: в двух частях. Ч. 1: Общая характеристика мира. 2-е изд., испр. М.: Русское слово, 2008. 230 с.
  12. Хартия Земли. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания общеобразовательных школ Республики Татарстан / Ф.Г. Ислаев и др. Казань, 2007. 35 с.
  13. Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология. Методические рекомендации. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2021. 160 с.
  14. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе «Географии России»: метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 58 с.
  15. Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы: учеб. пособие. Алма-Ата: Мектеп, 1984. 240 с.
  16. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
  17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / пер. с англ. и фр. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 674 с.
  18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  19. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 149 с.
  20. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. ст. / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадеждиной. М.: Просвещение, 1972. 351 с.
  21. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  22. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36-40.
  23. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals. N.Y.: Longman, 1956. 232 p.
  24. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2005. № 1. С. 181-188.
  25. King A. Inquiry as a tool in critical thinking // Changing college classrooms: new teaching and learning strategies for an increasingly complex world / D.F. Halpern (ed.). San Francisco: Josser-Bass, 1994. P. 13-38.
  26. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению. М.: РАО, 2010. 67 с.
  27. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 56-145.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Dynamics of formation of semantic reading skills of students of control and experimental classes before and after the formative stage of the experiment

Download (42KB)

Copyright (c) 2022 Beketova S.I., Kubyshkina E.N., Gubeeva S.K., Ulengov R.A., Urazmetov I.A., Khayaleeva A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».