Electronic educational resources as a means of students’ information competence development in Geography at a modern school

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses the relevance of the use of electronic educational resources (EER) in educational activities as a means of students’ information competence development. A variety of electronic educational resources, widely represented in the modern educational space, are actively used at Geography lessons and contribute to the development of students’ ability to work competently with information: to search for it in various sources; apply computer technology and use information devices to solve educational problems; independently select and analyze data; establish causal relationships; present information in a structured form using maps, presentations, virtual objects, tables, diagrams, etc. In order to study various aspects of the use of EER, a questionnaire survey was launched for Geography teachers at secondary schools in the south of the Tyumen Region. The paper contains a number of conclusions based on the analysis of the study results. Teachers note significant experience and high activity in the use of EER due to both the implementation of projects digitizing the educational environment and a change in the education format because of the pandemic. For solving various educational problems preference is given to electronic educational platforms, electronic textbooks and teaching aids, as well as Internet resources for preparing for the Basic State Exam and the Unified State Exam. Electronic educational resources have become an integral component of the educational process, significantly expanding educational opportunities for students’ skills and abilities development when they work with information.

About the authors

Natalia Evgenievna Suppes

P.P. Ershov Ishim Pedagogical Institute (branch) of Tyumen State University

Author for correspondence.
Email: natalya-suppes@mail.ru

candidate of biological sciences, associate professor of Biology, Geography and Teaching Methods Department

Russian Federation, Ishim, Tyumen Region

References

  1. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 186 с.
  2. Крылов А. Компьютерный инструментарий учителя: картографические ресурсы // Народное образование. 2008. № 2 (1375). С. 207–211.
  3. Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России, Петрозаводск, 27–28 октября 2011 года. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2011. С. 338–345.
  4. Каменев К.В. Информационная компетентность как одна из ключевых компетентностей в современной системе образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6–5 (50). С. 20–24.
  5. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
  6. Коровкина Н.Н. Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. М.: Первое сентября, 2013. 728 с.
  7. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2007. 20 с.
  8. Хенер К.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. № 12. С. 5–9.
  9. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. 2012. № 2. С. 37–43.
  10. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. № 1. С. 4–8.
  11. Бондаренко Н.В., Бородина Д.Р., Гохберг Л.М. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.
  12. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: введ. 2011-01-01. М.: Стандартинформ, 2018. 10 с.
  13. ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов (с попр.): введ. 2008-07-01. М.: Стандартинформ, 2018. 10 с.
  14. Жауленова Д.А. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как одно из основных средств обучения географии в современной школе // Студенты вузов – школе и производству: сб. студ. науч. ст. / отв. ред. С.Н. Синегубов. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2021. С. 103–105.
  15. Заболотнова Е.Ю. Информационная образовательная среда по географии – инструментарий повышения эффективности географического образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2007. № 1. С. 86–89.
  16. Шидловский Ф.К. Электронные образовательные ресурсы в школьном курсе физической географии // Материалы 76-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2019. С. 14–17.
  17. Никитина Н.П. Развитие мотивации у учащихся к изучению географии средствами компьютерных технологий // Педагогическое образование на Алтае. 2011. № 1. С. 149–155.
  18. Гришечко А.В. Цифровой урок географии: советы учителя-практика // Информационные технологии в образовании: мат-лы XI всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. М.: Перо, 2019. С. 63–67.
  19. Аксенова М.Ю., Мифтякова Э.Ф. Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках географии // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2019. Т. 25, № 2. С. 297–308.
  20. Карлов И.А., Ковалев В.О., Кожевников Н.А. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с.
  21. Барабанов В.В., Подболотова М.И., Дмитриева В.Т. Использование контента электронного учебника по географии в образовательном процессе // Добродеевские чтения – 2018: II междунар. науч.-практ. конф. 18–19 октября 2018 г., г. Москва) / отв. ред. Ю.М. Гришаева; ред. колл.: З.Н. Ткачева и др. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 245–248.
  22. Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В., Хизбуллина Р.З. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. 2017. № 6. С. 162–168.
  23. Тюрина В.А., Грушина Т.П. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии // Бюллетень института естествознания и спортивных технологий: сб. науч. ст. Вып. I. М.: МГПУ, ИЕСТ, 2020. С. 90–98.
  24. Деменева Н.Н., Кораблева А.П. Исследование особенностей использования ИКТ учителями начальных классов на уроках математики.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Suppes N.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».