Квест как современная форма обучения физике и профориентационной работы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важнейшей составляющей совершенствования образовательной системы высшего учебного заведения в направлении подготовки студентов является деятельность профессорско-преподавательского состава, связанная с индивидуальной работой с абитуриентами и студентами, путем вовлечения их в научно-исследовательскую работу, с привлечением обучающихся к проектам и участием в профориентационной работе. В настоящее время наблюдается завышенное ожидание подростков от выбора направления своей будущей деятельности после окончания средних общеобразовательных учреждений и их смутное представление о профессии при выборе того или иного высшего учебного заведения. В данной статье рассматривается игровая форма в виде квеста как средство повышения мотивации школьников при изучении физики и как пример демонстрации проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с обучающимися в целях повышения их заинтересованности в сознательном выборе дальнейшего обучения по естественнонаучному профилю. Продемонстрировано проведение таких квестов в Институте физики и обсуждаются возможные направления развития этих форм. Дополнительно приводятся данные об усилении интереса к своей будущей профессии у студентов, участвующих в проведении квестов. Апробация этой формы работы с абитуриентами в Казанском (Приволжском) федеральном университете показала значительную степень вовлеченности абитуриентов и способствовала развитию интереса к физике.

Об авторах

Инна Александровна Русанова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: irusanova@yandex.ru

старший преподаватель кафедры общей физики

Россия, Казань

Олег Владимирович Недопекин

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oleg.nedopekin@kpfu.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики

Россия, Казань

Список литературы

  1. Коротков С.Л. Метапредметный подход к процессу обучения // Современный ученый. 2019. № 5. С. 18–22.
  2. Добрынин А.И., Добрынин Л.А. Образование и производство (необходимость взаимосвязанной структуризации) // Экономика и управление. 2014. № 12 (110). С. 63–66.
  3. Егоров П.Н. Вопросы адаптации выпускников вуза на рынке труда // Вестник СВФУ. Серия «Экономика. Социология. Культурология». 2016. № 3 (03). С. 36–42.
  4. Русанова И.А., Романова И.В., Недопекин О.В., Таюрский Д.А. Модернизация образовательного процесса в условиях цифровизации экономики // Инженерные технологии: традиции, инновации, векторы развития: сб. мат-лов VI всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Абакан, 11–13 ноября 2020 г.) / отв. ред. Д.Ю. Карандеев. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2020. С. 121–122.
  5. Валеева Р.Р., Давыдов А.Е. Игровые формы профориентационной работы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 4 (52). С. 126–133.
  6. Цветкова А.Т. Основные положения теории формирования мотивации и самоорганизации учащихся в учебной деятельности // Наука и школа. 2010. № 4. С. 118–123.
  7. Русанова И.А. Квест как современная форма обучения физике и профориентационной работы / Актуальные научные исследования в современном мире // Журнал Переяслав. 2021. № 10 (78), ч. 9. С. 37–39.
  8. Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов // Управление школой. 2011. № 10. С. 38–40.
  9. Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски // Народное образование. 2011. № 5. С. 25–31.
  10. Зеличенко В.М., Данилов Д.О., Червонный М.А. Исследовательский метод в формировании критического и системного мышления на уроках физики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 6 (69). С. 119–122.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  12. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003. 284 с.
  13. Игнатович С.С. Модель формирования готовности школьника к проектированию индивидуального образовательного маршрута: опыт экспериментального обоснования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1 (11). С. 125–128.
  14. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения? // Народное образование. 2003. № 6. С. 77–88.
  15. Александрова Е.А. Проект как способ индивидуального образования // Альманах «Продуктивное образование»: Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании. Саратов: Научная книга, 2005. С. 223–229.
  16. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза: монография. М.: Логос, 2014. 196 с.
  17. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 501 с.
  18. Сорокина И.В. Специфика игровой формы профориентационной работы с подростками в клубах по месту жительства // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130–134.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Русанова И.А., Недопекин О.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».