Символика овцы (барана) в фольклоре, обрядах и обычаях башкир
- Авторы: Илимбетова А.Ф.1
-
Учреждения:
- Ордена Знак Почёта Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 235-241
- Раздел: Исторические науки и археология
- URL: https://ogarev-online.ru/2309-4370/article/view/104925
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104217
- ID: 104925
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу пережитков культа овцы (барана) у башкир, которая являлась одним из почитаемых животных в их религиозно-мистических воззрениях. В основе освящения овцы (барана) древними башкирами лежат реминисценции тотемического образа мышления первобытных людей о тождестве, единстве и кровном родстве человека и овцы (барана), которые проявляются в сказочном фольклоре, народных играх, родоплеменной этнонимии и антропонимах башкир. Наличие в устных рассказах башкир персонажа – царя с бараньими рогами – наводит на мысль, что древние башкиры почитали своим первопредком мифическое существо в облике получеловека-полубарана. В ипостаси тотемического первопредка овца (баран) в башкирском народном творчестве и верованиях выступает в роли покровителя, путеводителя, спасителя, благодетеля и целителя людей, охранителя жизни, прорицателя и предопределителя их судеб, сопроводителя душ мертвых в рай; символизирует плодородие, благополучие, достаток и счастье. В отдельных элементах традиционной башкирской свадьбы и жертвоприношения барана, в суеверном отношении к черепу и звеньям шейного позвонка овцы (барана) просматриваются следы древних праздников овцы (барана) с ритуалами тотемической табуации, коллективного причащения мясом и кровью, магического воскрешения и размножения тотемного животного. В башкирских легендах, загадках и лексике прослеживаются пути эволюции представлений о тотемическом первопредке овце (баране), формирование на их базе воззрений об овцах (баранах) как сверхъестественных божественных существах, олицетворений звезд, атрибутах и спутниках богов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Азалия Фаттаховна Илимбетова
Ордена Знак Почёта Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ilimbetovazalia@mail.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии
Россия, УфаСписок литературы
- Беляев Т.С. Кузъ-Курпячъ, башкирская повесть, написанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских 1809 года. Казань: В универ. тип., 1812. 180 с.
- Кудряшев П.М. Предрассудки и суеверия башкирцев // Отечественные записки. 1826. Ч. 28. С. 65–82.
- Кузеев Р.Г. Древнебашкирские предания о нахождении новой родины и их северо-кавказские параллели // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых, археологических и этнографических исследований 1970 г.: тез. докл. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 50.
- Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Китап, 2009. 296 с.
- Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 304 с.
- Кирәй Мәргән. Башҡорт халҡының эпик ҡомартҡылары. Өфө: Баш. китап нәшр., 1961. 388 с.
- Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995. 248 с.
- Шитова С.Н. История архитектурного декора в башкирских аулах. Уфа: Гилем, 2004. 218 с.
- Хисамитдинова Ф.Ғ. Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы. Өфө: Информреклама, 2006. 180 с.
- Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. 243 с.
- Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. 512 с.
- Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М.–Л.: Искусство, 1959. 266 с.
- Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. 576 с.
- Башкирское народное творчество. Т. 2. Легенды и предания. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 576 с.
- Башкирское народное творчество. Т. 5. Бытовые сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 496 с.
- Башҡорт халыҡ ижады. Т. 4. Әкиәттәр. Өфө: Баш. китап нәшр., 1981. 398 с.
- Низами. Искандэр-намэ. М.: Худ. лит-ра, 1953. 804 с.
- Фирдоуси. Шахнаме. М.: Худ. лит-ра, 1972. 798 с.
- Камалов А.А., Камалова Ф.У. Башҡорт теленең тарихи-этимологик hүҙлеге. Өфө: Китап, 2007. 332 с.
- Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в XVII–XVIII веках. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1957. 183 с.
- Васильева Г.П. О некоторых общих элементах в культуре туркмен и башкир в связи с их этногенезом // Археология и этнография Башкирии. Т. 4. Уфа: БФ АН СССР, 1971. С. 199–204.
- Башкирские шежере / сост., перев. текстов, введ. и комм. Р.Г. Кузеева. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960. 304 с.
- Академический словарь башкирского языка: В 10-ти т. Т. 2 / под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. Уфа: Китап, 2011. 568 с.
- Полевые материалы автора. Записано в 2005 г. в с. Акъяр Хайбуллинского района РБ от Кунакасовой А.Ф., 1932 г.р.
- Белков П.Л. Миф и тотем в традиционном обществе аборигенов Австралии. СПб.: МАЭ РАН, 2004. 288 с.
- Башкирские родословные / сост., предисл., поясн. и перев. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова. Вып. 1. Уфа: Китап, 2002. 480 с.
- Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты / отв. ред. А.В. Черных. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2004. 456 с.
- Башҡорт халыҡ ижады. Т. 1. Йола фольклоры. Өфө: Китап, 1995. 560 с.
- Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 374 с.
- Минибаева З.И. Традиционная медицина // Курганские башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 153–214.
- Башҡорт теленең hүҙлеге: Ике томда. М.: Рус. яз., 1993. Т. 1. 864 с.
- Hамар, Һарытау өлкәhе башҡорттарының рухи хазинаhы. Өфө: Эшл. дин., 2008. 284 с.
- Тейлор Э. Первобытная культура / под ред., с предисл. и примеч. В.К. Никольского. М.: Соцэкгиз, 1939. 568 с.
- Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1985. 512 с.
- Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1964. 258 с.
- Бернштам А.Н. Араванские наскальные изображения и Даваньская (Ферганская) столица Эрши // Советская этнография. 1948. № 4. С. 155–161.
- Гольмстен В.В. Из области культа древней Сибири // Из истории докапиталистических формаций: сб. ст. к 45-летию научной деятельности Н.Я. Марра. М.–Л.: ОГИЗ, 1933. 690 с.
- Обыденнов М.Ф., Миннигулова Ф.М. Древнее искусство Башкирии. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. 150 с.
- Кузеев Р.Г. К этнической истории башкир в конце I – начале II тыс. н.э. (опыт сравнительно-исторического анализа шежере, исторических преданий и легенд) // Археология и этнография Башкирии. Т. 3. Уфа: БФ АН СССР, 1968. С. 248–268.
- Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 544 с.
- ПМА. Записано в 2016 г. в с. Ибрагимово Кувандыкского района Оренбургской области от Мулькамановой М.Я., 1949 г.р.
- Экспедиция материалдары – 2004: Әлшәй районы. Өфө: РУНМЦ МО РБ, 2006. 236 с.
- Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа: УНЦ РАН, 1994. 188 с.
- Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 188 с.
- Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 146 с.
- Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. Уфа: Гилем, 2012. 704 с.
- ПМА. Записано в 2017 г. в с. Акъяр Хайбуллинского района РБ от Ямансариной Г.Я., 1942 г.р.
- Рухи мираҫ: Свердловск башҡорттарының фольклоры. Өфө: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. 260 с.
- Экспедиция материалдары – 2006: Борай районы (Материалдар hәм тикшеренеүҙәр). Өфө: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. 240 с.
- Башҡорт халыҡ ижады. Йомаҡтар. Өфө: Баш. Китап. нәшр., 1979. 352 с.
Дополнительные файлы
