Символика овцы (барана) в фольклоре, обрядах и обычаях башкир

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу пережитков культа овцы (барана) у башкир, которая являлась одним из почитаемых животных в их религиозно-мистических воззрениях. В основе освящения овцы (барана) древними башкирами лежат реминисценции тотемического образа мышления первобытных людей о тождестве, единстве и кровном родстве человека и овцы (барана), которые проявляются в сказочном фольклоре, народных играх, родоплеменной этнонимии и антропонимах башкир. Наличие в устных рассказах башкир персонажа – царя с бараньими рогами – наводит на мысль, что древние башкиры почитали своим первопредком мифическое существо в облике получеловека-полубарана. В ипостаси тотемического первопредка овца (баран) в башкирском народном творчестве и верованиях выступает в роли покровителя, путеводителя, спасителя, благодетеля и целителя людей, охранителя жизни, прорицателя и предопределителя их судеб, сопроводителя душ мертвых в рай; символизирует плодородие, благополучие, достаток и счастье. В отдельных элементах традиционной башкирской свадьбы и жертвоприношения барана, в суеверном отношении к черепу и звеньям шейного позвонка овцы (барана) просматриваются следы древних праздников овцы (барана) с ритуалами тотемической табуации, коллективного причащения мясом и кровью, магического воскрешения и размножения тотемного животного. В башкирских легендах, загадках и лексике прослеживаются пути эволюции представлений о тотемическом первопредке овце (баране), формирование на их базе воззрений об овцах (баранах) как сверхъестественных божественных существах, олицетворений звезд, атрибутах и спутниках богов.

Об авторах

Азалия Фаттаховна Илимбетова

Ордена Знак Почёта Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilimbetovazalia@mail.ru

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии

Россия, Уфа

Список литературы

  1. Беляев Т.С. Кузъ-Курпячъ, башкирская повесть, написанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских 1809 года. Казань: В универ. тип., 1812. 180 с.
  2. Кудряшев П.М. Предрассудки и суеверия башкирцев // Отечественные записки. 1826. Ч. 28. С. 65–82.
  3. Кузеев Р.Г. Древнебашкирские предания о нахождении новой родины и их северо-кавказские параллели // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых, археологических и этнографических исследований 1970 г.: тез. докл. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 50.
  4. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Китап, 2009. 296 с.
  5. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 304 с.
  6. Кирәй Мәргән. Башҡорт халҡының эпик ҡомартҡылары. Өфө: Баш. китап нәшр., 1961. 388 с.
  7. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995. 248 с.
  8. Шитова С.Н. История архитектурного декора в башкирских аулах. Уфа: Гилем, 2004. 218 с.
  9. Хисамитдинова Ф.Ғ. Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы. Өфө: Информреклама, 2006. 180 с.
  10. Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. 243 с.
  11. Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. 512 с.
  12. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М.–Л.: Искусство, 1959. 266 с.
  13. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. 576 с.
  14. Башкирское народное творчество. Т. 2. Легенды и предания. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 576 с.
  15. Башкирское народное творчество. Т. 5. Бытовые сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 496 с.
  16. Башҡорт халыҡ ижады. Т. 4. Әкиәттәр. Өфө: Баш. китап нәшр., 1981. 398 с.
  17. Низами. Искандэр-намэ. М.: Худ. лит-ра, 1953. 804 с.
  18. Фирдоуси. Шахнаме. М.: Худ. лит-ра, 1972. 798 с.
  19. Камалов А.А., Камалова Ф.У. Башҡорт теленең тарихи-этимологик hүҙлеге. Өфө: Китап, 2007. 332 с.
  20. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в XVII–XVIII веках. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1957. 183 с.
  21. Васильева Г.П. О некоторых общих элементах в культуре туркмен и башкир в связи с их этногенезом // Археология и этнография Башкирии. Т. 4. Уфа: БФ АН СССР, 1971. С. 199–204.
  22. Башкирские шежере / сост., перев. текстов, введ. и комм. Р.Г. Кузеева. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960. 304 с.
  23. Академический словарь башкирского языка: В 10-ти т. Т. 2 / под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. Уфа: Китап, 2011. 568 с.
  24. Полевые материалы автора. Записано в 2005 г. в с. Акъяр Хайбуллинского района РБ от Кунакасовой А.Ф., 1932 г.р.
  25. Белков П.Л. Миф и тотем в традиционном обществе аборигенов Австралии. СПб.: МАЭ РАН, 2004. 288 с.
  26. Башкирские родословные / сост., предисл., поясн. и перев. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова. Вып. 1. Уфа: Китап, 2002. 480 с.
  27. Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты / отв. ред. А.В. Черных. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2004. 456 с.
  28. Башҡорт халыҡ ижады. Т. 1. Йола фольклоры. Өфө: Китап, 1995. 560 с.
  29. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 374 с.
  30. Минибаева З.И. Традиционная медицина // Курганские башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 153–214.
  31. Башҡорт теленең hүҙлеге: Ике томда. М.: Рус. яз., 1993. Т. 1. 864 с.
  32. Hамар, Һарытау өлкәhе башҡорттарының рухи хазинаhы. Өфө: Эшл. дин., 2008. 284 с.
  33. Тейлор Э. Первобытная культура / под ред., с предисл. и примеч. В.К. Никольского. М.: Соцэкгиз, 1939. 568 с.
  34. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1985. 512 с.
  35. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1964. 258 с.
  36. Бернштам А.Н. Араванские наскальные изображения и Даваньская (Ферганская) столица Эрши // Советская этнография. 1948. № 4. С. 155–161.
  37. Гольмстен В.В. Из области культа древней Сибири // Из истории докапиталистических формаций: сб. ст. к 45-летию научной деятельности Н.Я. Марра. М.–Л.: ОГИЗ, 1933. 690 с.
  38. Обыденнов М.Ф., Миннигулова Ф.М. Древнее искусство Башкирии. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. 150 с.
  39. Кузеев Р.Г. К этнической истории башкир в конце I – начале II тыс. н.э. (опыт сравнительно-исторического анализа шежере, исторических преданий и легенд) // Археология и этнография Башкирии. Т. 3. Уфа: БФ АН СССР, 1968. С. 248–268.
  40. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 544 с.
  41. ПМА. Записано в 2016 г. в с. Ибрагимово Кувандыкского района Оренбургской области от Мулькамановой М.Я., 1949 г.р.
  42. Экспедиция материалдары – 2004: Әлшәй районы. Өфө: РУНМЦ МО РБ, 2006. 236 с.
  43. Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа: УНЦ РАН, 1994. 188 с.
  44. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 188 с.
  45. Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 146 с.
  46. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. Уфа: Гилем, 2012. 704 с.
  47. ПМА. Записано в 2017 г. в с. Акъяр Хайбуллинского района РБ от Ямансариной Г.Я., 1942 г.р.
  48. Рухи мираҫ: Свердловск башҡорттарының фольклоры. Өфө: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. 260 с.
  49. Экспедиция материалдары – 2006: Борай районы (Материалдар hәм тикшеренеүҙәр). Өфө: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. 240 с.
  50. Башҡорт халыҡ ижады. Йомаҡтар. Өфө: Баш. Китап. нәшр., 1979. 352 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Илимбетова А.Ф., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».