№ 1 (2025)
- Год: 2025
- Статей: 14
- URL: https://ogarev-online.ru/2307-9525/issue/view/19112
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
УЧРЕЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА, 1918–1924
Аннотация
Актуальность и цели. В российской теории государства тема федерализма закономерно занимает выдающееся место с учетом славной истории советской и Российской Федерации. В то же время исследование его начальной стадии особенно актуально на фоне попыток западных авторов дискредитировать российскую федеративную модель как «недолжную», «не-правильную», непохожую на американский вариант федеративных отношений. Материалы и методы. Анализ процесса федерализации в нашей стране осуществлялся на базе опубликованных государственно-правовых источников комплексно – с применением не столько историко-правовых, сколько историко-государственноведческих подходов. Был использован широкий круг опубликованных источников, статей и монографий. Чрезвычайно полезными оказались сравнительный метод применительно к решению национальных проблем в различных регионах, а также методы анализа и синтеза. Результаты. Первые документы советской власти, принятые в 1918 г., не содержали должной конкретики, что объясняется отсутствием необходимого практического опыта. Трудности решения национального вопроса в 1918–1919 гг. показаны на примере Туркестана и Татаро-Башкирской Республики. Продемонстрирована ограниченность ресурсов большевиков в отношении Прибалтики. Дано объяснение повышенной конфликтогенности на Украине и отмечены ошибки руководства большевиков в плане излишней снисходительности к украинскому национализму. При этом И. В. Сталин был в большей степени стратегическим реалистом, чем В. И. Ленин, ограничившийся решением лишь тактических задач. Договор от 30 декабря 1922 г. о создании СССР был в известной мере договором о намерениях. Его доработка и конкретизация велись в течение всего 1923 г. Руководству партии пришлось противодействовать скрытым маневрам украинских националистов и мусульманских сепаратистов, что демонстрируют материалы XIII съезда РКП(б) и V Совещания ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик. Таким образом, удалось отстоять оптимальную в своих первоначальных набросках конструкцию СССР в составе четырех союзных республик, стержнем которой выступала доминирующая по площади и населению РСФСР. Выводы. Процесс федерализации нашей страны следует понимать не узко, сводя все к Союзному договору 30 декабря 1922 г., а широко – во всей его продолжительности и комплексности. В начале 1922 г. заканчивается предварительный этап консолидации советских республик, а процесс протофедерализации окончательно завершился в конце 1922 г. Само учреждение федеративного государства в течение 1923 г. сконцентрировало в себе два одновременно идущих процесса – конституционное закрепление и формирование институтов. Этим СССР отличался от классических буржуазных федераций (например, США), где эти процессы развивались последовательно, поскольку чрезвычайные условия организации нашей страны требовали концентрации всех усилий.



ФОРМЫ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
Актуальность и цели. Вопросы эффективного управления в развитом цивилизованном государстве не только требуют грамотных, мудрых и квалифицированных решений со стороны должностных лиц государственных органов, но и обусловливают потребность в обратной связи с представителями общественности. С учетом специфики российского общества основным субъектом социума, который способен конструктивно взаимодействовать с властью, является гражданское общество, включающее в себя наиболее инициативных, неравнодушных субъектов с активной гражданской позицией, заинтересованных в качественном улучшении вопросов управления общественными процессами. Для обеспечения взаимодействия государства и гражданского общества сформированы правовые и неправовые формы их связи, призванные обеспечить эффективный и конструктивный характер данной связи. Цель настоящей работы – проанализировать основные правовые и неправовые формы связи государства и гражданского общества. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа и обобщения сформировавшихся форм связи государства и институтов граждан-ского общества. Результаты. Исследовано содержательное наполнение основных правовых и неправовых форм связи институтов государственной власти и гражданского общества. Выводы. Закрепленные в нормативно-правовых актах правовые формы и сложившиеся на практике неправовые формы связи государства и гражданского общества призваны обеспечить конструктивное взаимодействие институтов публичной власти и наиболее активных и неравнодушных членов нашего общества, способны обеспечить выработку наиболее оптимальных моделей в сфере государственного управления.



ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЯЗАНСКОГО ОКРУЖНОГО СУДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Аннотация
Актуальность и цели. Рассматривается процесс зарождения и укрепления российских региональных судебных органов в пореформенный период на примере Рязанской губернии. Актуальность раскрытия данной проблемы определяется как необходимостью изучения имеющегося положительного исторического опыта реформирования управленческих структур, так и современными потребностями в совершенствовании деятельности судебной системы. К целям работы следует отнести попытку выявить и охарактеризовать причины и обстоятельства, способствовавшие реформированию органов судебной власти на региональном уровне. Немалый интерес представляют и оценки результативности судебной деятельности в условиях перехода к всесословной юриспруденции. Новые задачи требовали и изменения подходов к подбору кадров и управлению персоналом в судебных учреждениях. Материалы и методы. В качестве базовых материалов исследования используются архивные и документальные источники конца XIX в., а также труды современных исследователей. Методологической основой являются диалектические принципы научного познания и системный подход, что включает в себя методологический инструментарий различного уровня. Результаты. Итогом исследова-ния стало раскрытие основных направлений деятельности Рязанского окружного суда в первые десятилетия своего существования. Выводы. Основной вывод состоит в том, что реализацию судебной реформы второй половины XIX в. следует оценивать как составную часть целостной системы административно-правовых преобразований в условиях перехода от феодального к буржуазному государству и обществу. Особый интерес представляют местные региональные особенности реализации этих процессов.



УТВЕРЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СХЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В АМЕРИКАНСКОМ ФЕДЕРАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ, 1776–17891
Аннотация
Актуальность и цели. Утверждение классической схемы разделения властей в американском государстве происходило в период с 1776 по 1789 г. В это время были заложены основы американской государственности и сформирована система управления страной. В этот период были приняты важные документы, такие как Декларация независимости США (1776) и Конституция США (1787). Они закрепили принципы республиканского устройства, федеративного государства и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Основная цель исследования – рассмотреть утверждение классической схемы разделения властей в американском федерализирующемся государстве 1776–1789 г. Материалы и методы. Для раскрытия научного сюжета используются исторические материалы, а также метод сравнения, что позволяет проследить утверждение классической схемы разделения властей в американском федерализирующемся государстве в период 1776–1789 гг. Результаты. Проанализированы импульсы, способствующие утверждению классической схемы разделения властей в американском государстве в период 1776–1789 гг. Раскрывается ряд специфических обстоятельств, которые стимулировали оптимизацию государственного управления в Америке путем баланса всех звеньев государственного механизма. Выводы. Процесс утверждения классической схемы разделения властей был сложным и длительным. Он сопровождался конфликтами между сторонниками различных моделей государственного устройства – представителями малых, крупных и средних штатов – и завершился принятием Конституции США. Этот документ стал основой для дальнейшего развития американской демократии и формирования современного американского общества. Классическая схема разделения властей стала базой для формирования системы сдержек и противовесов, которая обеспечивала баланс между различными ветвями власти и предотвращала злоупотребление полномочиями. Законодательная власть была представлена Конгрессом, состоящим из двух палат: Палаты представителей и Сената. Исполнительная власть принадлежала президенту, который являлся главой государства и правительства. Судебная власть осуществлялась Верховным судом и нижестоящими судами.



ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность историко-правового обращения к феномену «примирительных процедур в праве» обусловливается последовательной конституционализацией общественной жизни, поиском альтернативных традиционному правосудию способов разрешения споров и конфликтов, прежде всего в сфере частного права, природа которых «априори» предполагает взаимные уступки и компромиссы, переговоры, посредничество, сохранение деловых партнерских отношений. В контексте подобных тенденций в сфере осу-ществления правосудия цель настоящего исследования – изучение эволюции института примирительных процедур как на уровне истории и теории права и государства, так и в рамках процессуально-правовой науки – является научно-практически значимой, позволяет выявить перспективы и проблемы, осложняющие процесс дальнейшего внедрения примирительных процедур в правоприменительную практику современного Российского государства. Материалы и методы. На основе метода историко-правового анализа исследуется процесс становления и развития института примирительных процедур, выявляются их сущность, общие и отличительные признаки, определяются перспективы использования в современных условиях. Эмпирический материал проведенного исследования составили исторические памятники отечественного права (от Новгородских берестяных грамот до Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г.), советское и действующее российское законодательство, регламентирующее осуществление примирительных процедур. Результаты. Исследованы с историко-правовых позиций тренды развития судопроизводства, выражающиеся в содействии мирному урегулированию споров при отправлении правосудия, определены закономерности становления правосудия не просто как одной из форм осуществления публичной власти, а как сферы совместного приложения усилий государства в лице судебных органов и гражданского общества, выявлены преимущества использования примирительных процедур в судебной деятельности, способствующие более справедливому и эффективному разрешению, прежде всего, частно-правовых споров. Выводы. Обосновывается мысль о том, что возможность урегулировать правовой конфликт по собственному усмотрению спорящих сторон с помощью примирительных процедур – одно из проявлений начал самоуправления и свободы гражданского общества. И эволюция правового регулирования примирительных процедур в России подтверждает выявленную закономерность, отражая расширение или сужение пределов диспозитивных начал государственно-правовой политики.



БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
Актуальность и цели. Борьбу с коррупцией в России следует рассматривать сквозь призму истории в силу того факта, что многие ее категории буквально впитаны государственным каркасом, менталитетом народа и т.д., кроме того, коррупционные преступления являются огромной угрозой национальной безопасности страны. Цель работы – проанализировать эволюцию борьбы с коррупцией в России и соотнести с угрозами национальной безопасности государства. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа исторических особенностей борьбы с коррупцией в России, которые следует рассматривать с применением формально-юридического подхода. Данный подход время от времени срабатывал, но не имел системности, упорядоченности, что приводило к дальнейшей трансформации и латентности таких преступлений, с одной стороны, и недоверию к институтам государства и огромному водоразделу между властью и обществом – с другой. Особое место в рамках настоящего исследования следует отвести историческим фактам, которые раскрывают сущность сегодняшней борьбы с коррупцией. Методологический потенциал включает методы историко-правового и сравнительно-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение исторических категорий борьбы с современными коррупционными рисками. Результаты. Исследованы историко-правовые особенности борьбы с коррупцией в России. На протяжении всей истории предпринимались попытки формально решить данную проблему, но она настолько вошла в повседневность жизни государства, что искоренить ее сегодня очень сложно. Она приобрела латентный характер и требует кардинальных мер. В противном случае возникает целый ряд негативных факторов, среди которых абсолютное отсутствие доверия людей к государству и подрыв его национальной безопасности. Выводы. Изучение историко-правовых аспектов борьбы с коррупцией в России позволяет уяснить причины, основания и содержание коррупционных рисков, которые следует рассматривать учитывая огромный водораздел между властью и обществом. Ключевой фактор в решении данной проблемы следует искать в усилении влияния института общественного контроля.



ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – ПРАВОПРЕЕМНИК СССР
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность темы исследования определяется ее научно-теоретической и практической значимостью. В научно-теоретическом плане изучение данной проблемы позволяет углубить наши представления о современной России как правопреемнике СССР. В практическом плане тема значима с точки зрения дальнейшего развития российского законодательства на основе конституционных установлений о правопреемстве Российской Федерацией Союза ССР. Цель статьи состоит в попытке рассмотрения в правовом отношении Российской Федерации как правопреемника СССР. Материалы и методы. Использован необходимый круг источников права – нормативно-правовых актов советского периода и современной России. В качестве методов исследования применялись логический, исторический, сравнительно-правовой методы, метод анализа и синтеза. Результаты. Обоснована идея о Российской Федерации как государстве-продолжателе СССР. Выводы. На основе проведенного анализа в вопросах правопреемства Российской Федерацией бывшего СССР сделан вывод о частичном правопреемстве, поскольку черты предыдущего государства не были утрачены и одна его часть осталась Российской Федерацией, сохранив свои права и обязанности. Следовательно, в данном случае необходимо говорить о континуитете государства, предполагающем непрерывность его существования, в том числе и после его раздела. Российская Федерация в этой связи является не просто правопреемником, а государством-продолжателем СССР. Это правопреемство прослеживается как в роли и месте России в международных отношениях, так и в вопросах безопасности государства, в основах конституционного строя, в государственном строительстве, в традиционных ценностях, доставшихся нам от предыдущих эпох.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Актуальность и цели. Действующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам обеспечения национальной безопасности позволяет не только увидеть недостатки регулирования в данной сфере, но и определить пути ее дальнейшего совершенствования. Отсутствие понятийной четкости неизбежно повлекло появление самых различных трактовок относительно юридической природы и сути не только государственной и национальной безопасности, но и других терминов, тесно с ними связанных. Несомненно, Российское государство должно своевременно реагировать на события, происходящие на мировой арене, и быть способным защитить интересы своего населения. Ключевая задача государственных институтов сводится к защите целостности государственно-правового пространства, которое способно обеспечить реализацию жизненно важных потребностей как всего общества, так и каждой личности в отдельности. Целью исследования является анализ развития научных и законодательных подходов к понятиям государственной и национальной безопасности; определение места обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития российского общества. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы, такие как анализ, синтез, историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой. Результаты. В результате проведенного исследования определены приоритетные направления развития Российского государства. Выводы. Сделан вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость разработки нового механизма разграничения полномочий между органами государственной власти в стране, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также создания благоприятной социально-экономической среды жизнедеятельности общества и государства.



СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Актуальность и цели. Проблемы обеспечения высокого качества высшего образования в условиях его цифровизации обусловлены необходимостью формирования оптимальной модели высшего образования в современном российском обществе, позволяющей выпускникам вузов достичь высоких социальных статусов. Цель статьи – исследовать факторы, влияющие на формирование высокого качества высшего образования как на выполнение институциональной функции в условиях его цифровизации, и определить возможности регулирования процесса цифровизации высшего образования для повышения его качества. Материалы и методы. Применены анкетный опрос преподавателей Пензенского государственного университета и вторичный анализ результатов оценки качества высшего образования по материалам Казанского (Приволжского) федерального университета и Саратовского государственного университета. Использована схема SWOT-анализа для определения возможных влияний цифровизации на обеспечение качества высшего образования. Результаты. Исследованы показатели качества высшего образования по результатам независимой оценки и опроса преподавателей и студентов в трех различных вузах Поволжского региона (в городах Пенза, Казань, Саратов). Охарактеризованы три важные группы факторов на разных уровнях обеспечения качества высшего образования: материально-техническое обеспечение, компьютерная и цифровая грамотность и мотивация. Определено, что эти группы факторов могут создать разные уровни цифрового неравенства, которое послужит основой для дальнейшей социальной стратификации общества. Выводы. На основе SWOT-анализа выявлены перспективы и проблемы, влияющие на качество высшего образования. Определены практические направления деятельности для снижения факторов социальных рисков и применения факторов совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации с целью достижения выпускниками высоких социальных статусов. Названы некоторые практические направления совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации.



КИТАЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
Актуальность и цели. Восточное направление внешней политики России всегда присутствовало в региональных приоритетах, но стало особенно актуальным после перемен, произошедших на международной арене в последние годы, в первую очередь обусловленных новыми политическими реалиями и значительно возросшим санкционным давлением со стороны Запада. Это потребовало смещения экономических и политических акцентов на восточное направление. Сегодня Россия и Китай вышли на новый уровень стратегического взаимодействия. Цель работы – исследование эволюции концептуальных положений внешней политики России в отношении Китая и социологический анализ представлений россиян, и в частности молодежи, о выстраивании современных российско-китайских отношений. Материалы и методы. Концептуальные параметры китайского вектора во внешнеполитическом курсе нашей страны рассматриваются на основе анализа Концепций внешней политики России. Изучение представлений россиян в целом и современной студенческой молодежи относительно российско-китайских отношений проводится по материалам авторских качественных и количественных исследований 2024–2025 гг. и результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 2023–2024 гг. Результаты. На основе изучения Концепций внешней политики России представлена эволюция ее восточного вектора. Материалы авторских и общероссийских исследований позволили выявить взгляды россиян, в том числе и молодежи, на построение российско-китайских отношений на современном этапе. Выводы. Восточный вектор во внешней политике РФ является сегодня доминирующим. Россия рассматривает Китай как рав-ноправного стратегического партнера. Для Китая Россия – один из выгодных партнеров на континенте. Среди россиян в целом и в молодежной среде в частности присутствует поддержка восточного направления внешней политики страны с обозначением вынужденного характера этого «разворота». Молодые люди рассматривают Китай в качестве партнера в большей степени в экономической сфере, а современные российско-китайские отношения характеризуют как дружественные. Вместе с тем современную молодежь волнуют и возможная будущая гегемония Китая, и экономические угрозы, которые могут возникнуть в российско-китайских отношениях.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Актуальность и цели. В условиях глобализации и культурной трансформации государственная символика играет важную роль в укреплении национальной идентичности и сплочении граждан. Современные вызовы, включая информационные войны и политическую нестабильность, требуют изучения отношения молодежи к государственным символам. Исследование направлено на сравнительный анализ восприятия государственной символики российскими и иностранными студентами, выявление факторов, определяющих национальную гордость и уровень патриотического самосознания. Материалы и методы. Исследование основано на данных анкетного опроса, проведенного среди российских и иностранных студентов. Использовались количественные и качественные методы анализа, включая статистическую обработку результатов и интерпретацию данных в рамках теоретических подходов к национальной идентичности. Результаты. Анализ показал, что государственная символика вызывает чувство гордости у большинства респондентов, но иностранные студенты проявляют более высокий уровень приверженности национальным символам. Для обеих групп ключевым фактором национальной гордости остается история страны, однако иностранные студенты чаще связывают это чувство с национальной символикой, а российские – с историческими победами. Государственные институты не являются значимым предметом гордости в обеих выборках, что указывает на критическое отношение молодежи к политическим структурам. Выводы. Национальная гордость формируется под влиянием универсальных факторов (истории, культуры, природы), однако культурно-политический контекст страны оказывает влияние на восприятие государственной символики. В российских реалиях патриотизм ориентирован на исторические достижения, тогда как в зарубежных странах – на национальные символы и территориальную принадлежность. Для повышения значимости государственной символики среди молодежи целесообразно использовать интерактивные образовательные проекты и современные медиаформаты.



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
«ΕΙΔΟΣ»: ОТ ПЛАТОНА К АРИСТОТЕЛЮ
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность данного исследования связана с тем, что многими современными достижениями наука обязана умозрительным конструкциям, которые были сформулированы представителями классической античной философии более 2400 лет назад. Именно Платон и Аристотель заложили основы систематизации и классификации. Труд Аристотеля «Категории» представляет собой начало всякого научно-теоретического познания, так как выступает в качестве обобщения данных. Заложенные им принципы нашли свое практическое применение в логике, гносеологии и эпистемологии, что делает их изучение особенно важным для продуцирования нового научного знания. Обращаясь к изучению основных тенденций развития научного знания в XX в., стоит говорить о том, что признаки деления вещи, предложенные Аристотелем, нашли свое применение в трудах как дореволюционных, так и советских исследователей. Это подтверждает актуальность исследуемой проблемы. Цель работы – определить трактовку Аристотелем понятия «είδος» Платона и рассмотреть основные способы классификации родов и видов данного понятия. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы общенаучные методы: анализа, синтеза, дедукции, классификации. Источниковой базой для исследования послужили тексты ключевых работ Аристотеля: «Метафизика», «Физика», «Категории». Результаты. Природа «понятия» как формы мысли во многом остается аристотелевской, как нечто, сформированное из существенных признаков предмета, обладающего постоянством. Выводы. На основе анализа эволюции понятия «είδος», представленного в работах Платона и Аристотеля, сделан вывод, что бытие каждого «είδος», по мнению Платона в отдельной вещи, трансформируется, по Аристотелю, и становится индивидуальной субстанцией, «чтойностью». Универсалии же приобретают в рамках его идей акцидентальный характер. Их бытие позволяет в родах и видах видеть иерархичность, благодаря чему возможна их классификация, что дает возможность говорить о систематизации изучаемых объектов. Универсалия же, по Аристотелю, может атрибутироваться нескольким вещам и не является субстанцией, так как последняя есть только субъект, демонстрирующий собственный принцип существования.



ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
ПАРАДИГМА «ЧЕЛОВЕКА ВЗРОСЛОГО» В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Аннотация
Актуальность и цели. Цель исследования – определение антропологических оснований и обоснование парадигмы «человека взрослого» для современного образования. Актуальность обусловлена противостоянием гуманистической и менеджеристской парадигм и конкуренцией основных постиндустриальных сценариев, а также предназначением образования развивать человека, способного понимать проблемы и вызовы мира и отвечать на них. В этом свете особенно актуальна недостаточно осмысленная до сих пор проблема «человека взрослого»: модуса зрелости – состояния и способа бытия человека, противопоставляемого незрелости, проявляющейся у взрослых. Материалы и методы. Исследование проделано исходя из усмотрения феномена человека как его опыта в феноменологическом подходе, в результате чего развита авторская антропологическая концепция слоистости опыта, имеющая комплексный характер. Особое место в исследовании занимает концепция субъектности, разработанная в ключе философской волюнтаристической традиции. Проблемы современного мира и образования проанализированы с опорой на работы зарубежных и отечественных философов и ученых, исследовавших цивилизационные и ментальностные процессы в обществе и образовании. Результаты. Авторская антропологическая концепция охватила слои опыта: «порядка», общего для всех феноменов; «живого», в котором выявлено единство его опыта со всякой жизнью; «живого существа», который определяет в целом опыт животных, и «человека-в-особенности» – феноменов, специфичных для человека. Модус «человека взрослого» определен как полное выявление сущностных характеристик каждого из слоев человеческого опыта, а также способности соответствующего этим слоям действия относительно другого/Других в результате развития, реализующего развертывание человеческой субъектности. Выводы. Исходя из достигнутых антропологических пониманий определены предлагаемые для образования решения c учетом известных в истории его интерпретаций, а также представлений сознания повседневности о нем и феномена «сущностной образованности». Образовательная парадигма «человека взрослого» утверждена в ряде основных принципов: ориентация на антропологический модус зрелости; «поворот к субъектности»; инаковость; гуманистический и антропосубъектностный характер парадигмы. Последнее означает, что человек берется не в качестве центра Вселенной в картине мира, образовании и культуре, но в перспективе субъектности, проявляющей в своем существовании единство самого и другого/Других, в силу чего центром внимания образования становится ответственность человека.



СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИЗМ В КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЕ МИРА (ВОЗРОЖДЕНИЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ТРАНСГУМАНИЗМ)
Аннотация
Актуальность и цели. Культурная картина мира предполагает анализ совокупности ценностных установок, культурных норм и традиций, которые формируются в определенный период времени, в той или иной культуре. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа философских текстов, характеризующих понимание светского (атеистического) и религиозного гуманизма. Методология исследования базируется на применении герменевтического (описание и анализ философской литературы) и сравнительно-исторического (описание трансформационных процессов в развитии гуманистической традиции) методов. Результаты. Анализ философской и научно-исследовательской литературы о гуманизме и его формах позволил рассматривать его в качестве концепта формирующейся культурной картины мира в эпоху итальянского Возрождения, XX и XXI вв. (на примерах литературных и философских сочинений представителей Ренессанса, экзистенциализма и трансгуманизма). Материалы исследования могут быть применены при изучении культурологического феномена – культурной картины мира, а также в философии – рассмотрении гуманистической теории и ее современного состояния. Выводы. Полагаем, что представления о человеке, изложенные в сочинениях писателей итальянского Возрождения, экзистенциализма и трансгуманизма, позволят обосновать специфику картины мира и особенности развития содержательных оснований гуманистической традиции, ее разделения на светскую и религиозную формы. Идеи и ценностные установки религиозного и светского гуманизма дают возможность прояснить всю сложность и противоречивость его как феномена, природу его разделения на две формы в истории человечества. Наличие религиозного и светского гуманизма подчеркивает потребность индивида находить онтологические основания человеческого бытия и наполнять смыслы своего существования приближенностью или удаленностью от Верховного Абсолюта. В культурной картине мира это выражается главенством религиозных или светских понятий, которые транслируются каждым человеком как свидетельство его сопричастности к гуманистической теории и практике.


