№ 1 (2025)

Обложка

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УЧРЕЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА, 1918–1924

Акжигитов Р.Р.

Аннотация

Актуальность и цели. В российской теории государства тема федерализма закономерно занимает выдающееся место с учетом славной истории советской и Российской Федерации. В то же время исследование его начальной стадии особенно актуально на фоне попыток западных авторов дискредитировать российскую федеративную модель как «недолжную», «не-правильную», непохожую на американский вариант федеративных отношений. Материалы и методы. Анализ процесса федерализации в нашей стране осуществлялся на базе опубликованных государственно-правовых источников комплексно – с применением не столько историко-правовых, сколько историко-государственноведческих подходов. Был использован широкий круг опубликованных источников, статей и монографий. Чрезвычайно полезными оказались сравнительный метод применительно к решению национальных проблем в различных регионах, а также методы анализа и синтеза. Результаты. Первые документы советской власти, принятые в 1918 г., не содержали должной конкретики, что объясняется отсутствием необходимого практического опыта. Трудности решения национального вопроса в 1918–1919 гг. показаны на примере Туркестана и Татаро-Башкирской Республики. Продемонстрирована ограниченность ресурсов большевиков в отношении Прибалтики. Дано объяснение повышенной конфликтогенности на Украине и отмечены ошибки руководства большевиков в плане излишней снисходительности к украинскому национализму. При этом И. В. Сталин был в большей степени стратегическим реалистом, чем В. И. Ленин, ограничившийся решением лишь тактических задач. Договор от 30 декабря 1922 г. о создании СССР был в известной мере договором о намерениях. Его доработка и конкретизация велись в течение всего 1923 г. Руководству партии пришлось противодействовать скрытым маневрам украинских националистов и мусульманских сепаратистов, что демонстрируют материалы XIII съезда РКП(б) и V Совещания ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик. Таким образом, удалось отстоять оптимальную в своих первоначальных набросках конструкцию СССР в составе четырех союзных республик, стержнем которой выступала доминирующая по площади и населению РСФСР. Выводы. Процесс федерализации нашей страны следует понимать не узко, сводя все к Союзному договору 30 декабря 1922 г., а широко – во всей его продолжительности и комплексности. В начале 1922 г. заканчивается предварительный этап консолидации советских республик, а процесс протофедерализации окончательно завершился в конце 1922 г. Само учреждение федеративного государства в течение 1923 г. сконцентрировало в себе два одновременно идущих процесса – конституционное закрепление и формирование институтов. Этим СССР отличался от классических буржуазных федераций (например, США), где эти процессы развивались последовательно, поскольку чрезвычайные условия организации нашей страны требовали концентрации всех усилий.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):3-11
pages 3-11 views

ФОРМЫ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Орлов К.А.

Аннотация

Актуальность и цели. Вопросы эффективного управления в развитом цивилизованном государстве не только требуют грамотных, мудрых и квалифицированных решений со стороны должностных лиц государственных органов, но и обусловливают потребность в обратной связи с представителями общественности. С учетом специфики российского общества основным субъектом социума, который способен конструктивно взаимодействовать с властью, является гражданское общество, включающее в себя наиболее инициативных, неравнодушных субъектов с активной гражданской позицией, заинтересованных в качественном улучшении вопросов управления общественными процессами. Для обеспечения взаимодействия государства и гражданского общества сформированы правовые и неправовые формы их связи, призванные обеспечить эффективный и конструктивный характер данной связи. Цель настоящей работы – проанализировать основные правовые и неправовые формы связи государства и гражданского общества. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа и обобщения сформировавшихся форм связи государства и институтов граждан-ского общества. Результаты. Исследовано содержательное наполнение основных правовых и неправовых форм связи институтов государственной власти и гражданского общества. Выводы. Закрепленные в нормативно-правовых актах правовые формы и сложившиеся на практике неправовые формы связи государства и гражданского общества призваны обеспечить конструктивное взаимодействие институтов публичной власти и наиболее активных и неравнодушных членов нашего общества, способны обеспечить выработку наиболее оптимальных моделей в сфере государственного управления.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):12-23
pages 12-23 views

ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЯЗАНСКОГО ОКРУЖНОГО СУДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Реент Ю.А., Пилявец Ю.Г.

Аннотация

Актуальность и цели. Рассматривается процесс зарождения и укрепления российских региональных судебных органов в пореформенный период на примере Рязанской губернии. Актуальность раскрытия данной проблемы определяется как необходимостью изучения имеющегося положительного исторического опыта реформирования управленческих структур, так и современными потребностями в совершенствовании деятельности судебной системы. К целям работы следует отнести попытку выявить и охарактеризовать причины и обстоятельства, способствовавшие реформированию органов судебной власти на региональном уровне. Немалый интерес представляют и оценки результативности судебной деятельности в условиях перехода к всесословной юриспруденции. Новые задачи требовали и изменения подходов к подбору кадров и управлению персоналом в судебных учреждениях. Материалы и методы. В качестве базовых материалов исследования используются архивные и документальные источники конца XIX в., а также труды современных исследователей. Методологической основой являются диалектические принципы научного познания и системный подход, что включает в себя методологический инструментарий различного уровня. Результаты. Итогом исследова-ния стало раскрытие основных направлений деятельности Рязанского окружного суда в первые десятилетия своего существования. Выводы. Основной вывод состоит в том, что реализацию судебной реформы второй половины XIX в. следует оценивать как составную часть целостной системы административно-правовых преобразований в условиях перехода от феодального к буржуазному государству и обществу. Особый интерес представляют местные региональные особенности реализации этих процессов.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):24-33
pages 24-33 views

УТВЕРЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СХЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В АМЕРИКАНСКОМ ФЕДЕРАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ, 1776–17891

Саломатин А.Ю., Миряева Ж.А.

Аннотация

Актуальность и цели. Утверждение классической схемы разделения властей в американском государстве происходило в период с 1776 по 1789 г. В это время были заложены основы американской государственности и сформирована система управления страной. В этот период были приняты важные документы, такие как Декларация независимости США (1776) и Конституция США (1787). Они закрепили принципы республиканского устройства, федеративного государства и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Основная цель исследования – рассмотреть утверждение классической схемы разделения властей в американском федерализирующемся государстве 1776–1789 г. Материалы и методы. Для раскрытия научного сюжета используются исторические материалы, а также метод сравнения, что позволяет проследить утверждение классической схемы разделения властей в американском федерализирующемся государстве в период 1776–1789 гг. Результаты. Проанализированы импульсы, способствующие утверждению классической схемы разделения властей в американском государстве в период 1776–1789 гг. Раскрывается ряд специфических обстоятельств, которые стимулировали оптимизацию государственного управления в Америке путем баланса всех звеньев государственного механизма. Выводы. Процесс утверждения классической схемы разделения властей был сложным и длительным. Он сопровождался конфликтами между сторонниками различных моделей государственного устройства – представителями малых, крупных и средних штатов – и завершился принятием Конституции США. Этот документ стал основой для дальнейшего развития американской демократии и формирования современного американского общества. Классическая схема разделения властей стала базой для формирования системы сдержек и противовесов, которая обеспечивала баланс между различными ветвями власти и предотвращала злоупотребление полномочиями. Законодательная власть была представлена Конгрессом, состоящим из двух палат: Палаты представителей и Сената. Исполнительная власть принадлежала президенту, который являлся главой государства и правительства. Судебная власть осуществлялась Верховным судом и нижестоящими судами.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):34-43
pages 34-43 views

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Фомин А.А.

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность историко-правового обращения к феномену «примирительных процедур в праве» обусловливается последовательной конституционализацией общественной жизни, поиском альтернативных традиционному правосудию способов разрешения споров и конфликтов, прежде всего в сфере частного права, природа которых «априори» предполагает взаимные уступки и компромиссы, переговоры, посредничество, сохранение деловых партнерских отношений. В контексте подобных тенденций в сфере осу-ществления правосудия цель настоящего исследования – изучение эволюции института примирительных процедур как на уровне истории и теории права и государства, так и в рамках процессуально-правовой науки – является научно-практически значимой, позволяет выявить перспективы и проблемы, осложняющие процесс дальнейшего внедрения примирительных процедур в правоприменительную практику современного Российского государства. Материалы и методы. На основе метода историко-правового анализа исследуется процесс становления и развития института примирительных процедур, выявляются их сущность, общие и отличительные признаки, определяются перспективы использования в современных условиях. Эмпирический материал проведенного исследования составили исторические памятники отечественного права (от Новгородских берестяных грамот до Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г.), советское и действующее российское законодательство, регламентирующее осуществление примирительных процедур. Результаты. Исследованы с историко-правовых позиций тренды развития судопроизводства, выражающиеся в содействии мирному урегулированию споров при отправлении правосудия, определены закономерности становления правосудия не просто как одной из форм осуществления публичной власти, а как сферы совместного приложения усилий государства в лице судебных органов и гражданского общества, выявлены преимущества использования примирительных процедур в судебной деятельности, способствующие более справедливому и эффективному разрешению, прежде всего, частно-правовых споров. Выводы. Обосновывается мысль о том, что возможность урегулировать правовой конфликт по собственному усмотрению спорящих сторон с помощью примирительных процедур – одно из проявлений начал самоуправления и свободы гражданского общества. И эволюция правового регулирования примирительных процедур в России подтверждает выявленную закономерность, отражая расширение или сужение пределов диспозитивных начал государственно-правовой политики.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):44-51
pages 44-51 views

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Чекушкина Е.Н., Чекушкин А.Н.

Аннотация

Актуальность и цели. Борьбу с коррупцией в России следует рассматривать сквозь призму истории в силу того факта, что многие ее категории буквально впитаны государственным каркасом, менталитетом народа и т.д., кроме того, коррупционные преступления являются огромной угрозой национальной безопасности страны. Цель работы – проанализировать эволюцию борьбы с коррупцией в России и соотнести с угрозами национальной безопасности государства. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа исторических особенностей борьбы с коррупцией в России, которые следует рассматривать с применением формально-юридического подхода. Данный подход время от времени срабатывал, но не имел системности, упорядоченности, что приводило к дальнейшей трансформации и латентности таких преступлений, с одной стороны, и недоверию к институтам государства и огромному водоразделу между властью и обществом – с другой. Особое место в рамках настоящего исследования следует отвести историческим фактам, которые раскрывают сущность сегодняшней борьбы с коррупцией. Методологический потенциал включает методы историко-правового и сравнительно-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение исторических категорий борьбы с современными коррупционными рисками. Результаты. Исследованы историко-правовые особенности борьбы с коррупцией в России. На протяжении всей истории предпринимались попытки формально решить данную проблему, но она настолько вошла в повседневность жизни государства, что искоренить ее сегодня очень сложно. Она приобрела латентный характер и требует кардинальных мер. В противном случае возникает целый ряд негативных факторов, среди которых абсолютное отсутствие доверия людей к государству и подрыв его национальной безопасности. Выводы. Изучение историко-правовых аспектов борьбы с коррупцией в России позволяет уяснить причины, основания и содержание коррупционных рисков, которые следует рассматривать учитывая огромный водораздел между властью и обществом. Ключевой фактор в решении данной проблемы следует искать в усилении влияния института общественного контроля.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):52-60
pages 52-60 views

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – ПРАВОПРЕЕМНИК СССР

Гошуляк В.В., Пархоменко А.Г.

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность темы исследования определяется ее научно-теоретической и практической значимостью. В научно-теоретическом плане изучение данной проблемы позволяет углубить наши представления о современной России как правопреемнике СССР. В практическом плане тема значима с точки зрения дальнейшего развития российского законодательства на основе конституционных установлений о правопреемстве Российской Федерацией Союза ССР. Цель статьи состоит в попытке рассмотрения в правовом отношении Российской Федерации как правопреемника СССР. Материалы и методы. Использован необходимый круг источников права – нормативно-правовых актов советского периода и современной России. В качестве методов исследования применялись логический, исторический, сравнительно-правовой методы, метод анализа и синтеза. Результаты. Обоснована идея о Российской Федерации как государстве-продолжателе СССР. Выводы. На основе проведенного анализа в вопросах правопреемства Российской Федерацией бывшего СССР сделан вывод о частичном правопреемстве, поскольку черты предыдущего государства не были утрачены и одна его часть осталась Российской Федерацией, сохранив свои права и обязанности. Следовательно, в данном случае необходимо говорить о континуитете государства, предполагающем непрерывность его существования, в том числе и после его раздела. Российская Федерация в этой связи является не просто правопреемником, а государством-продолжателем СССР. Это правопреемство прослеживается как в роли и месте России в международных отношениях, так и в вопросах безопасности государства, в основах конституционного строя, в государственном строительстве, в традиционных ценностях, доставшихся нам от предыдущих эпох.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):61-68
pages 61-68 views

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Пархоменко А.Г., Портнова Е.В.

Аннотация

Актуальность и цели. Действующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам обеспечения национальной безопасности позволяет не только увидеть недостатки регулирования в данной сфере, но и определить пути ее дальнейшего совершенствования. Отсутствие понятийной четкости неизбежно повлекло появление самых различных трактовок относительно юридической природы и сути не только государственной и национальной безопасности, но и других терминов, тесно с ними связанных. Несомненно, Российское государство должно своевременно реагировать на события, происходящие на мировой арене, и быть способным защитить интересы своего населения. Ключевая задача государственных институтов сводится к защите целостности государственно-правового пространства, которое способно обеспечить реализацию жизненно важных потребностей как всего общества, так и каждой личности в отдельности. Целью исследования является анализ развития научных и законодательных подходов к понятиям государственной и национальной безопасности; определение места обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития российского общества. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы, такие как анализ, синтез, историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой. Результаты. В результате проведенного исследования определены приоритетные направления развития Российского государства. Выводы. Сделан вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость разработки нового механизма разграничения полномочий между органами государственной власти в стране, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также создания благоприятной социально-экономической среды жизнедеятельности общества и государства.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):69-77
pages 69-77 views

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найденова Л.И., Щанина Е.В.

Аннотация

Актуальность и цели. Проблемы обеспечения высокого качества высшего образования в условиях его цифровизации обусловлены необходимостью формирования оптимальной модели высшего образования в современном российском обществе, позволяющей выпускникам вузов достичь высоких социальных статусов. Цель статьи – исследовать факторы, влияющие на формирование высокого качества высшего образования как на выполнение институциональной функции в условиях его цифровизации, и определить возможности регулирования процесса цифровизации высшего образования для повышения его качества. Материалы и методы. Применены анкетный опрос преподавателей Пензенского государственного университета и вторичный анализ результатов оценки качества высшего образования по материалам Казанского (Приволжского) федерального университета и Саратовского государственного университета. Использована схема SWOT-анализа для определения возможных влияний цифровизации на обеспечение качества высшего образования. Результаты. Исследованы показатели качества высшего образования по результатам независимой оценки и опроса преподавателей и студентов в трех различных вузах Поволжского региона (в городах Пенза, Казань, Саратов). Охарактеризованы три важные группы факторов на разных уровнях обеспечения качества высшего образования: материально-техническое обеспечение, компьютерная и цифровая грамотность и мотивация. Определено, что эти группы факторов могут создать разные уровни цифрового неравенства, которое послужит основой для дальнейшей социальной стратификации общества. Выводы. На основе SWOT-анализа выявлены перспективы и проблемы, влияющие на качество высшего образования. Определены практические направления деятельности для снижения факторов социальных рисков и применения факторов совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации с целью достижения выпускниками высоких социальных статусов. Названы некоторые практические направления совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):78-89
pages 78-89 views

КИТАЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Полутин С.В., Рожкова Л.В., Дубина А.Ш.

Аннотация

Актуальность и цели. Восточное направление внешней политики России всегда присутствовало в региональных приоритетах, но стало особенно актуальным после перемен, произошедших на международной арене в последние годы, в первую очередь обусловленных новыми политическими реалиями и значительно возросшим санкционным давлением со стороны Запада. Это потребовало смещения экономических и политических акцентов на восточное направление. Сегодня Россия и Китай вышли на новый уровень стратегического взаимодействия. Цель работы – исследование эволюции концептуальных положений внешней политики России в отношении Китая и социологический анализ представлений россиян, и в частности молодежи, о выстраивании современных российско-китайских отношений. Материалы и методы. Концептуальные параметры китайского вектора во внешнеполитическом курсе нашей страны рассматриваются на основе анализа Концепций внешней политики России. Изучение представлений россиян в целом и современной студенческой молодежи относительно российско-китайских отношений проводится по материалам авторских качественных и количественных исследований 2024–2025 гг. и результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 2023–2024 гг. Результаты. На основе изучения Концепций внешней политики России представлена эволюция ее восточного вектора. Материалы авторских и общероссийских исследований позволили выявить взгляды россиян, в том числе и молодежи, на построение российско-китайских отношений на современном этапе. Выводы. Восточный вектор во внешней политике РФ является сегодня доминирующим. Россия рассматривает Китай как рав-ноправного стратегического партнера. Для Китая Россия – один из выгодных партнеров на континенте. Среди россиян в целом и в молодежной среде в частности присутствует поддержка восточного направления внешней политики страны с обозначением вынужденного характера этого «разворота». Молодые люди рассматривают Китай в качестве партнера в большей степени в экономической сфере, а современные российско-китайские отношения характеризуют как дружественные. Вместе с тем современную молодежь волнуют и возможная будущая гегемония Китая, и экономические угрозы, которые могут возникнуть в российско-китайских отношениях.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):90-102
pages 90-102 views

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Розенберг Н.В., Карпова М.К.

Аннотация

Актуальность и цели. В условиях глобализации и культурной трансформации государственная символика играет важную роль в укреплении национальной идентичности и сплочении граждан. Современные вызовы, включая информационные войны и политическую нестабильность, требуют изучения отношения молодежи к государственным символам. Исследование направлено на сравнительный анализ восприятия государственной символики российскими и иностранными студентами, выявление факторов, определяющих национальную гордость и уровень патриотического самосознания. Материалы и методы. Исследование основано на данных анкетного опроса, проведенного среди российских и иностранных студентов. Использовались количественные и качественные методы анализа, включая статистическую обработку результатов и интерпретацию данных в рамках теоретических подходов к национальной идентичности. Результаты. Анализ показал, что государственная символика вызывает чувство гордости у большинства респондентов, но иностранные студенты проявляют более высокий уровень приверженности национальным символам. Для обеих групп ключевым фактором национальной гордости остается история страны, однако иностранные студенты чаще связывают это чувство с национальной символикой, а российские – с историческими победами. Государственные институты не являются значимым предметом гордости в обеих выборках, что указывает на критическое отношение молодежи к политическим структурам. Выводы. Национальная гордость формируется под влиянием универсальных факторов (истории, культуры, природы), однако культурно-политический контекст страны оказывает влияние на восприятие государственной символики. В российских реалиях патриотизм ориентирован на исторические достижения, тогда как в зарубежных странах – на национальные символы и территориальную принадлежность. Для повышения значимости государственной символики среди молодежи целесообразно использовать интерактивные образовательные проекты и современные медиаформаты.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):103-117
pages 103-117 views

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

«ΕΙΔΟΣ»: ОТ ПЛАТОНА К АРИСТОТЕЛЮ

Аторин Р.Ю., Васильченко М.А.

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность данного исследования связана с тем, что многими современными достижениями наука обязана умозрительным конструкциям, которые были сформулированы представителями классической античной философии более 2400 лет назад. Именно Платон и Аристотель заложили основы систематизации и классификации. Труд Аристотеля «Категории» представляет собой начало всякого научно-теоретического познания, так как выступает в качестве обобщения данных. Заложенные им принципы нашли свое практическое применение в логике, гносеологии и эпистемологии, что делает их изучение особенно важным для продуцирования нового научного знания. Обращаясь к изучению основных тенденций развития научного знания в XX в., стоит говорить о том, что признаки деления вещи, предложенные Аристотелем, нашли свое применение в трудах как дореволюционных, так и советских исследователей. Это подтверждает актуальность исследуемой проблемы. Цель работы – определить трактовку Аристотелем понятия «είδος» Платона и рассмотреть основные способы классификации родов и видов данного понятия. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы общенаучные методы: анализа, синтеза, дедукции, классификации. Источниковой базой для исследования послужили тексты ключевых работ Аристотеля: «Метафизика», «Физика», «Категории». Результаты. Природа «понятия» как формы мысли во многом остается аристотелевской, как нечто, сформированное из существенных признаков предмета, обладающего постоянством. Выводы. На основе анализа эволюции понятия «είδος», представленного в работах Платона и Аристотеля, сделан вывод, что бытие каждого «είδος», по мнению Платона в отдельной вещи, трансформируется, по Аристотелю, и становится индивидуальной субстанцией, «чтойностью». Универсалии же приобретают в рамках его идей акцидентальный характер. Их бытие позволяет в родах и видах видеть иерархичность, благодаря чему возможна их классификация, что дает возможность говорить о систематизации изучаемых объектов. Универсалия же, по Аристотелю, может атрибутироваться нескольким вещам и не является субстанцией, так как последняя есть только субъект, демонстрирующий собственный принцип существования.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):118-125
pages 118-125 views

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

ПАРАДИГМА «ЧЕЛОВЕКА ВЗРОСЛОГО» В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Кожевникова М.Н.

Аннотация

Актуальность и цели. Цель исследования – определение антропологических оснований и обоснование парадигмы «человека взрослого» для современного образования. Актуальность обусловлена противостоянием гуманистической и менеджеристской парадигм и конкуренцией основных постиндустриальных сценариев, а также предназначением образования развивать человека, способного понимать проблемы и вызовы мира и отвечать на них. В этом свете особенно актуальна недостаточно осмысленная до сих пор проблема «человека взрослого»: модуса зрелости – состояния и способа бытия человека, противопоставляемого незрелости, проявляющейся у взрослых. Материалы и методы. Исследование проделано исходя из усмотрения феномена человека как его опыта в феноменологическом подходе, в результате чего развита авторская антропологическая концепция слоистости опыта, имеющая комплексный характер. Особое место в исследовании занимает концепция субъектности, разработанная в ключе философской волюнтаристической традиции. Проблемы современного мира и образования проанализированы с опорой на работы зарубежных и отечественных философов и ученых, исследовавших цивилизационные и ментальностные процессы в обществе и образовании. Результаты. Авторская антропологическая концепция охватила слои опыта: «порядка», общего для всех феноменов; «живого», в котором выявлено единство его опыта со всякой жизнью; «живого существа», который определяет в целом опыт животных, и «человека-в-особенности» – феноменов, специфичных для человека. Модус «человека взрослого» определен как полное выявление сущностных характеристик каждого из слоев человеческого опыта, а также способности соответствующего этим слоям действия относительно другого/Других в результате развития, реализующего развертывание человеческой субъектности. Выводы. Исходя из достигнутых антропологических пониманий определены предлагаемые для образования решения c учетом известных в истории его интерпретаций, а также представлений сознания повседневности о нем и феномена «сущностной образованности». Образовательная парадигма «человека взрослого» утверждена в ряде основных принципов: ориентация на антропологический модус зрелости; «поворот к субъектности»; инаковость; гуманистический и антропосубъектностный характер парадигмы. Последнее означает, что человек берется не в качестве центра Вселенной в картине мира, образовании и культуре, но в перспективе субъектности, проявляющей в своем существовании единство самого и другого/Других, в силу чего центром внимания образования становится ответственность человека.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):126-136
pages 126-136 views

СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИЗМ В КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЕ МИРА (ВОЗРОЖДЕНИЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ТРАНСГУМАНИЗМ)

Миллер В.И.

Аннотация

Актуальность и цели. Культурная картина мира предполагает анализ совокупности ценностных установок, культурных норм и традиций, которые формируются в определенный период времени, в той или иной культуре. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа философских текстов, характеризующих понимание светского (атеистического) и религиозного гуманизма. Методология исследования базируется на применении герменевтического (описание и анализ философской литературы) и сравнительно-исторического (описание трансформационных процессов в развитии гуманистической традиции) методов. Результаты. Анализ философской и научно-исследовательской литературы о гуманизме и его формах позволил рассматривать его в качестве концепта формирующейся культурной картины мира в эпоху итальянского Возрождения, XX и XXI вв. (на примерах литературных и философских сочинений представителей Ренессанса, экзистенциализма и трансгуманизма). Материалы исследования могут быть применены при изучении культурологического феномена – культурной картины мира, а также в философии – рассмотрении гуманистической теории и ее современного состояния. Выводы. Полагаем, что представления о человеке, изложенные в сочинениях писателей итальянского Возрождения, экзистенциализма и трансгуманизма, позволят обосновать специфику картины мира и особенности развития содержательных оснований гуманистической традиции, ее разделения на светскую и религиозную формы. Идеи и ценностные установки религиозного и светского гуманизма дают возможность прояснить всю сложность и противоречивость его как феномена, природу его разделения на две формы в истории человечества. Наличие религиозного и светского гуманизма подчеркивает потребность индивида находить онтологические основания человеческого бытия и наполнять смыслы своего существования приближенностью или удаленностью от Верховного Абсолюта. В культурной картине мира это выражается главенством религиозных или светских понятий, которые транслируются каждым человеком как свидетельство его сопричастности к гуманистической теории и практике.

Наука. Общество. Государство. 2025;(1):137-147
pages 137-147 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».