Социально-профессиональная идентичность педагогов детского дополнительного образования: профессионально-контекстный анализ
- Авторы: Терехова О.В.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 91-102
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/2307-9525/article/view/301350
- DOI: https://doi.org/10.21685/2307-9525-2025-13-2-9
- ID: 301350
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Социально-профессиональная идентичность педагогов, в том числе в системе дополнительного образования, имеет большое значение для выполнения ими социальных функций этой системы как важной части социального института образования. Цель данного исследования – определить основные детерминанты социально-профессиональной идентичности педагогов в системе детского дополнительного образования и охарактеризовать условия, способствующие ее формированию и развитию. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигнута на основе сравнительного анализа содержания понятия «социально-профессиональная идентичность педагогов», которое выводят разные авторы, и вторичного анализа результатов исследований названной идентичности в отечественной научной литературе. Методологический потенциал включает анализ эволюции взглядов представителей классической науки: от Э. Дюркгейма и М. Вебера до современных отечественных социологов, исследовавших различные аспекты изучаемой проблемы (Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов, В. Е. Каманина, Я. С. Рочева, О. А. Нор-Аревян, А. М. Шаповалова, Н. А. Перинская). Кроме того, использован междисциплинарный подход, с позиций которого рассмотрены и проанализированы теоретические результаты исследования социально-профессиональной идентичности педагогов в современных отраслях психологии и педагогики. Результаты. Разработана авторская трактовка понятия «социально-профессиональная идентичность педагогов дополнительного образования», учитывающая контекстные условия профессионального взаимодействия. Выявлены контекстные условия и особенности формирования социально-профессиональной идентичности педагогов дополнительного детского образования. Выводы. На основе полученных результатов сделан вывод о том, какие условия способствуют формированию и развитию социально-профессиональной идентичности педагогов дополнительного образования. Это – высокий уровень ответственности за результаты своей работы и за социальный результат обучения, адаптация к новым технологиям и методам работы, понимание ценности своей деятельности, умение и готовность к эффективному взаимодействию с родителями обучающихся на основе партнерских отношений.
Об авторах
Ольга Владимировна Терехова
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga4620@mail.ru
соискатель
440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, РоссияСписок литературы
- Спенсер Г. Синтетическая философия / пер. с англ. П. В. Мокиевского. Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1997. 510 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. : Госполитиздат, 1956. 689 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука, 1991. 572 с.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147–156.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М. : Политиздат, 1992. 542 с.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
- Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 53–74. EDN: RDLZYT
- Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) : монография. М. : Мысль, 1985. 240 с. EDN: VKKHRT
- Социология Ядова: методологический разговор (Избранные труды В. А. Ядова) / сост.: Е. Н. Данилова, Л. А. Козлова, П. М. Козырева, О. А. Оберемко. М. : Новый хронограф, 2018. 944 с. EDN: XRSDDV
- Рочева Я. С. Методология исследования социально-профессиональной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1–2. С. 115–119. EDN: KVPYIV
- Каманина В. Е. Социально-профессиональная идентичность журналистов в условиях модернизации института средств массовой информации : дис. ... канд. социол. наук : 5.4.4. Пенза, 2022. 178 с. EDN: TWRSDE
- Нор-Аревян О. А., Шаповалова А. М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21, № 5. С. 102–113. EDN: WMMWVP
- Перинская Н. А. Профессиональная идентичность // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 209–211. doi: 10.17805/zpu.2018.2.19 EDN: XWQNSX
- Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 148–157. EDN: EHQERS
- Авдонина Н. С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 127–131. EDN: ZXNVST
- Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 3. С. 9–16. EDN: STSNGP
- Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм как предиктор адаптации к профессиональному будущему личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : сб. тр. 23-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г.). Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 375–378. EDN: XUJMLZ
- Международное исследование профессиональной идентичности педагога / А. С. Берберян, Т. В. Богданова, С. В. Сильченкова [и др.] // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. № 3 (47). С. 306–319. doi: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.306-319 EDN: HIRQOZ
- Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. СПб., 2002. 167 с. EDN: NLZXAR
- Савченков А. В., Забродина И. В. Эмоциональная устойчивость личности будущего педагога как социально-психологический фактор формирования профессиональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 142–146. EDN: ZTWPQH
- Нестерова А. Ю. Когнитивная деятельность, профессиональная компетентность и идентичность педагога // Наука и школа. 2014. № 3. С. 113–118. EDN: SZLWET
- Зайцев В. С., Ногина А. А. Самоидентификация будущих педагогов профессионального обучения: генезис, структура, условия // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 111–127. doi: 10.25588/CSPU.2018.46..6..009 EDN: VTUPKS
- Савельева О. В., Грицкевич Н. К., Жигинас Н. В. Профессиональная и личностная идентичность педагога дополнительного образования как показатель готовности к работе в системе инклюзии // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4 (22). С. 248–257. doi: 10.23951/2307-6127-2018-4-248-257 EDN: YWBNDN
- Свободина Ю. В., Христофорова Е. В. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 123 –130. EDN: QUFDGS
- Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность : монография. М. : Московский открытый социальный университет, 2001. 272 с. EDN: SXONER
- Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). С. 1–12. EDN: ONSVRL
- Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5–14.
- Маркова А. К. Психология профессионализма : монография. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006. 312 с. EDN: YQCJKT
- Ермолаева Е. П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек – профессия – общество» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 1. С. 3–22. EDN: YIRIST
Дополнительные файлы
