Социально-профессиональная идентичность педагогов детского дополнительного образования: профессионально-контекстный анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. Социально-профессиональная идентичность педагогов, в том числе в системе дополнительного образования, имеет большое значение для выполнения ими социальных функций этой системы как важной части социального института образования. Цель данного исследования – определить основные детерминанты социально-профессиональной идентичности педагогов в системе детского дополнительного образования и охарактеризовать условия, способствующие ее формированию и развитию. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигнута на основе сравнительного анализа содержания понятия «социально-профессиональная идентичность педагогов», которое выводят разные авторы, и вторичного анализа результатов исследований названной идентичности в отечественной научной литературе. Методологический потенциал включает анализ эволюции взглядов представителей классической науки: от Э. Дюркгейма и М. Вебера до современных отечественных социологов, исследовавших различные аспекты изучаемой проблемы (Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов, В. Е. Каманина, Я. С. Рочева, О. А. Нор-Аревян, А. М. Шаповалова, Н. А. Перинская). Кроме того, использован междисциплинарный подход, с позиций которого рассмотрены и проанализированы теоретические результаты исследования социально-профессиональной идентичности педагогов в современных отраслях психологии и педагогики. Результаты. Разработана авторская трактовка понятия «социально-профессиональная идентичность педагогов дополнительного образования», учитывающая контекстные условия профессионального взаимодействия. Выявлены контекстные условия и особенности формирования социально-профессиональной идентичности педагогов дополнительного детского образования. Выводы. На основе полученных результатов сделан вывод о том, какие условия способствуют формированию и развитию социально-профессиональной идентичности педагогов дополнительного образования. Это – высокий уровень ответственности за результаты своей работы и за социальный результат обучения, адаптация к новым технологиям и методам работы, понимание ценности своей деятельности, умение и готовность к эффективному взаимодействию с родителями обучающихся на основе партнерских отношений.

Об авторах

Ольга Владимировна Терехова

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga4620@mail.ru

соискатель

440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, Россия

Список литературы

  1. Спенсер Г. Синтетическая философия / пер. с англ. П. В. Мокиевского. Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1997. 510 с.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. : Госполитиздат, 1956. 689 с.
  3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука, 1991. 572 с.
  4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147–156.
  5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М. : Политиздат, 1992. 542 с.
  6. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
  7. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 53–74. EDN: RDLZYT
  8. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) : монография. М. : Мысль, 1985. 240 с. EDN: VKKHRT
  9. Социология Ядова: методологический разговор (Избранные труды В. А. Ядова) / сост.: Е. Н. Данилова, Л. А. Козлова, П. М. Козырева, О. А. Оберемко. М. : Новый хронограф, 2018. 944 с. EDN: XRSDDV
  10. Рочева Я. С. Методология исследования социально-профессиональной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1–2. С. 115–119. EDN: KVPYIV
  11. Каманина В. Е. Социально-профессиональная идентичность журналистов в условиях модернизации института средств массовой информации : дис. ... канд. социол. наук : 5.4.4. Пенза, 2022. 178 с. EDN: TWRSDE
  12. Нор-Аревян О. А., Шаповалова А. М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21, № 5. С. 102–113. EDN: WMMWVP
  13. Перинская Н. А. Профессиональная идентичность // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 209–211. doi: 10.17805/zpu.2018.2.19 EDN: XWQNSX
  14. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 148–157. EDN: EHQERS
  15. Авдонина Н. С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 127–131. EDN: ZXNVST
  16. Поварёнков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 3. С. 9–16. EDN: STSNGP
  17. Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм как предиктор адаптации к профессиональному будущему личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : сб. тр. 23-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г.). Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 375–378. EDN: XUJMLZ
  18. Международное исследование профессиональной идентичности педагога / А. С. Берберян, Т. В. Богданова, С. В. Сильченкова [и др.] // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. № 3 (47). С. 306–319. doi: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.306-319 EDN: HIRQOZ
  19. Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. СПб., 2002. 167 с. EDN: NLZXAR
  20. Савченков А. В., Забродина И. В. Эмоциональная устойчивость личности будущего педагога как социально-психологический фактор формирования профессиональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 142–146. EDN: ZTWPQH
  21. Нестерова А. Ю. Когнитивная деятельность, профессиональная компетентность и идентичность педагога // Наука и школа. 2014. № 3. С. 113–118. EDN: SZLWET
  22. Зайцев В. С., Ногина А. А. Самоидентификация будущих педагогов профессионального обучения: генезис, структура, условия // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 6. С. 111–127. doi: 10.25588/CSPU.2018.46..6..009 EDN: VTUPKS
  23. Савельева О. В., Грицкевич Н. К., Жигинас Н. В. Профессиональная и личностная идентичность педагога дополнительного образования как показатель готовности к работе в системе инклюзии // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4 (22). С. 248–257. doi: 10.23951/2307-6127-2018-4-248-257 EDN: YWBNDN
  24. Свободина Ю. В., Христофорова Е. В. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 123 –130. EDN: QUFDGS
  25. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность : монография. М. : Московский открытый социальный университет, 2001. 272 с. EDN: SXONER
  26. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). С. 1–12. EDN: ONSVRL
  27. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5–14.
  28. Маркова А. К. Психология профессионализма : монография. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006. 312 с. EDN: YQCJKT
  29. Ермолаева Е. П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек – профессия – общество» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 1. С. 3–22. EDN: YIRIST

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».