The Representations of Tuvans about Shamanic Headdresses Sounds of the Tambourine: Representations of the Tuvans of Russia and China about Dead Shamans

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article examines a little-studied stratum of archaic beliefs held by Russian and Chinese Tuvans about deceased shamans, which contain the main tenets of shamanic mythology: the three-part division of the world, the existence of an afterlife, and ideas about the chosen and powerful shaman. The features of the Tuvan shamanic funeral rite, which persisted until the mid-20th century, are described, and the reasons for the customary damage to the tambourine of the deceased shaman are examined. The article discusses views on the deathbed orders of shamans, which include contradictory functions: protecting the well-being of their descendants and harming enemies and abusers. General ideas about tambourine sounds near shamanic graves, consistently preserved among the Russian and Chinese Tuvans, are analyzed. It is revealed that, despite changes in the funeral rites of Tuvans in Russia and abroad over the past century–when there is no longer a need for posthumous storage of a shaman’s cult attributes next to his grave–beliefs about the sounds of the tambourine remain stable. The specific features of the sounds produced by the shamanic tambourine, their location, and the times of their audibility during specific periods of the day are described, and the motif of a predetermined number of tambourines in the Tuvan shamanic cult practice is examined. Ideas about the actions of deceased shamans (the ability to rock, beat a tambourine, appear in former human form, or appear as helper spirits) were initially associated with the belief in the close connection between the shaman’s life force and the tambourine, and the observance of the tradition of the shaman’s aerial burial with cult attributes, since, according to the Tuvans, the shaman’s life force remained near the burial. Today, modern Tuvans still maintain a stable motif regarding the connection between the shaman’s life force and the tambourine. They also hold a belief in the power and chosen status of a magical specialist, as well as the notion that the sounds of the tambourine serve a predictive function. The sources for this research include published and new field materials. The chronological framework of the study is from the mid-20th century to the early 21st century.

About the authors

Zhanna Mongeevna Yusha

Museum of Anthropology and Ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Email: zhanna-yusha@yandex.ru
St. Petersburg, Russia

References

  1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. 233 с.
  2. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. 239 с.
  3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Вост. лит., 1961. 218 с.
  4. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука,1991. 296 с.
  5. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Ленинград: Наука, 1975. 162 с.
  6. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.
  7. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX – начало XX в. Новосибирск: Наука, 1987. 162 с.
  8. Гирц К. Интерпретации культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
  9. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. С. 63–88.
  10. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М.: Наука, 1984. 304 с.
  11. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 509 с.
  12. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. М.: Индрик, 2016. 382 с.
  13. Юша Ж.М. Магические формулы проклятий у тувинцев // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 4. С. 106–109.
  14. Юша Ж.М. Фольклор тувинцев Китая и Монголии (по результатам полевой работы 2011 г.) // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 24–29.
  15. Юша Ж.М. Зарубежные тувинцы в объективе фотокамеры. Тувинцы Китая. Новосибирск: Офсет, 2014. 160 с.
  16. Кенин-Лопсан М.Б. Мифы тувинских шаманов. Тыва хамнарның торулгалары. Кызыл: Новости Тувы, 2002. 538 с. (на тув., рус. яз).
  17. ПМА 2011 г.: Синьцзян-Уйгурский район КНР, Или-Казахская область, Алтайский аймак, дер. Алахаак, Кендинчап, 1949 г.р.
  18. Алексеев Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск: Наука, 2008. 494 с. (Серия: Избранные труды СО РАН).
  19. ПМА 2012 г.: Синьцзян-Уйгурский район КНР, Или-Казахская область, Алтайский аймак, дер. Ханас, Кызыл-Боовей, 1939 г.р.
  20. ПМА 2024 г.: Республика Тыва, Тере-Хольский кожуун, с. Кунгуртуг, Мижит В.Д., 1960 г.р.
  21. Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Алексеев. М.: Наука, 2006. 678 с. (Серия: Народы и культуры).
  22. Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Москва, 1947. Т. 1. С. 159–182.
  23. Кенин-Лопсан М.Б. Кара дээрниң тыныжы. Дыхание Черного Неба: Мифологическое наследие тувинского шаманства. Кызыл: Тув. книж. изд-во Ю.Ш. Кюнзегеша, 2010. 391 с. (на тув., рус. яз).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».