Traditional Ideas of the Telengit-Altai People About Nature and Their Reflection in the Family Ritual Sang

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article examines traditional Altai beliefs about nature as expressed through the sang rite, which is performed at the family level in Altai-Telengit culture. The family sang is a rite of gratitude intended to establish a connection between the family and the spirits of the masters of the local area, mountains, healing springs, and Altai itself, as well as to ensure the well-being and prosperity of the family. During the rite, the family offers food and drinks, sprinkling them around the house. The article is based on the author’s fieldwork conducted in Kokorya village, Kosh-Agach district, in February 2025. The study employed ethnographic methods, including interviews, participant observation, video, and photography. The research found that the family sang rite is performed not only as part of the Chagaa-Bayram celebration but also throughout the year. For example, the rite is often conducted at home in preparation for significant family events, and some families perform it monthly. The study also revealed that the sang rite reflects the worldview of the local population, in which nature and spirits play a central role. Through the good wishes expressed during the rite, one can gain a deeper understanding of the Altai Telengits’ attitude toward the cult of nature and the significance of natural forces in their livelihood. For instance, during sang, wishes are often made for the greatness and wealth of Altai as the sacred homeland of the Altai people, the well-being of the family and the Altai people as a whole, the fertility of the land, and the safe grazing of cattle, which is fundamental to the nomadic way of life. Well-wishes are also addressed to sacred mountains, healing springs, terrain, and rivers, asking for protection and well-being. Thus, the sang ritual serves not only as a means of communicating with host spirits but also as a way of expressing gratitude and petition to natural forces. The study of the sang rite expands our knowledge of the traditional culture of the Altai people, allowing for a better understanding of their worldview, beliefs, and family values. Additionally, this research can serve as a basis for preserving and reviving traditional rites and customs in modern society, while also contributing to the strengthening of interethnic relations and intercultural dialogue.

About the authors

Syrga Valerevna Anchina

National Research Tomsk State University; Budgetary Scientific Institution of the Altai Republic ‘S.S. Surazakov Research Institute of Altaic Studies’

Email: anchina.96@mail.ru
Тomsk, Russia; Gorno-Altaisk, Russia

References

  1. Енчинов Э.В. Чага-Байрам и Масленица в календарной обрядности народов Республики Алтай // Макарьевские чтения: материалы XIII Международной научной конференции / отв. ред. Ф.И. Куликов. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2018. С. 80–84.
  2. Алтайский этнографический словарь / под ред. Н.В. Екеева (отв. ред.), Э.В. Енчинова (науч. ред.) и др. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2023. 370 с.
  3. Дьяконова В.П. Алтайцы: материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Горно-Алт. ин-т гуманитар. исслед. Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 2001. 221 с.
  4. Шерстова Л.И. Религиозный синкретизм алтайских обрядов почитания лечебных источников (на примере Бугузунского аржана) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91. С. 171–177.
  5. Торушев Э.Г. Промысловые культы алтайских охотников (по полевым материалам) // Народы Евразии: История. Культура. Языки: материалы Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2017. С. 176–184.
  6. Обрядность в традиционной культуре алтайцев / под ред. Н.В. Екеева (отв. ред.), Е.Н. Кузьминой (науч. ред.) и др. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2019. 704 с.
  7. Конструирование общероссийской, региональной и этнической идентичности в Республике Алтай (конец XX – начало XXI веков) / под ред. Н.О. Тадышевой, Э.В. Енчинова. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова, 2018. 336 с.
  8. Алтай алкыштар: алтай албатыныҥ оос творчествозы. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. 144 с.
  9. Конунов А.А. Чага Байрам в системе алтайской календарной обрядности в начале XXI в. (по материалам экспедиций 2017 г.) // Алтай – Западная Сибирь в XIX – начале XX вв.: население, хозяйство, культура: материалы Всерос. научно-практ. конф., посвященной 160-летию со дня рождения этнографа, экономиста и общественного деятеля Сергея Порфирьевича Швецова. Горно-Алтайск: БНУ РА Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, 2018. С. 314–322.
  10. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Февраль.
  11. Тадина Н.А. Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1 (14). С. 146–153.
  12. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеут // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. VI. 1926. С. 63–78.
  13. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 831 с.
  14. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Чичинова Л.Н., 1959 г .р.
  15. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Кыпчакова А.К., 1976 г. р.
  16. Тадина Н.А. О жизненных этапах человека в контексте традиции счета возраста у алтайцев // Томский журнал ЛИНГ и АНТР – Tomsk Journal LING & ANTHRO. 2023. № 3 (41). С. 154–164.
  17. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Емедекова С.К., 1965 г. р.
  18. ПМА. 2025 г.: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кокоря. Майхиев Г.В., 1974 г. р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».