On the Problem of Preserving the Traditional Wedding of the Southern Altai People as a Cultural Heritage of the Altai Republic in the City of Gorno-Altaisk

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article aims to shed light on the problem of preserving the Altai wedding in the town of Gorno-Altaisk. The study’s material is field data collected by the author over three decades in the Altai Republic. The methods of description and systematization of the collected material were used in the analysis of the source base. It was found that in the urban Altai population, a traditional wedding is considered prestigious, which is why the ritual wedding ‘Altai toi’ is celebrated in the first half of the day, and a youth wedding is celebrated in the second half of the day. It is emphasized that the modern wedding ceremony is less extensive compared to the traditional one, which is important in urban conditions. The characteristics of the town’s wedding ceremony are described, essentially performed as a sign of respect for the bride’s relatives. Attention is drawn to the problems that arise when Altaians perform a wedding in a comfortable apartment when an open fire is required for the rituals in honor of the family hearth. The problem of ritual chanting, which accompanies the bride through the streets of the town to the house of the groom’s parents and is performed early in the morning, is described, and it is pointed out that the town of Gorno-Altaisk acts as a ‘hub’ of the ritual life of the ethno-territorial groups of the Altai people, whose representatives live in the capital of the republic. This can be illustrated by the example of the Southern Altai people, whose ethnic self-identification consists of ethnoconsolidating characteristics – traditions, customs, and language. Controversial wedding situations arise when the groom or bride are Telengits because the ritual meanings of the Altai Kizhi and Telengits do not match. Contradictions can be observed when the wedding is performed in the “Telengit way” with the combination of post-wedding offerings (‘belkenchek’), while the Altai Kizhi prohibition that the bride’s parents be present at the wedding in the groom’s home is observed. The described tradition of observing the main rituals and ceremonies allows us to attribute the preserved Altai wedding rites to the ethnocultural heritage of the Altai Republic. Over the last ten years, the Council of Zaisans, as the head of the clans-seoks, has proposed establishing a “yurt-ayil” as a center of traditional culture, where the most important rituals can be held in honor of the groom’s ancestral fire. Special efforts are needed to develop ethnic culture in modern conditions and make the town a spiritual center.

About the authors

Nadezhda Alekseevna Tadina

Gorno-Altaysk State University

Email: ntadina@yandex.ru
Gorno-Altaysk, Russia

Tengis Stepanovich Yabyshtaev

Gorno-Altaysk State University

Email: teng7891@mail.ru
Gorno-Altaysk, Russia

References

  1. Количество жителей Горно-Алтайска численность населения // Города России. URL: http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=270 (дата обращения: 25.11.2024).
  2. О регулировании некоторых вопросов в области нематериального этнокультурного достояния Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай // Altai-republic.ru. URL: https://altai-republic.ru/upload/iblock/35c/kick2lnmbr63ie2dv4eh6qqgtn1megko/113-rz-2022.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
  3. Швецова А.А. Сакральное и профанное в современном свадебном обряде армян Мордовии // Вестник ТГУ. № 3 (95). 2011. С. 208–213.
  4. Зельницкая Р. Ш. Городская и деревенская свадьба в Абхазии // Антропология города: материалы конференции молодых ученых. Москва, 4–6 декабря 2013 г. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 187–194.
  5. Белевцова В.О. Традиционная свадебная обрядность в городской среде // Антропология города: материалы конференции молодых ученых. Москва, 4–6 декабря 2013 г. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 195–202.
  6. Ламажаа Ч.К., Майны Ш.Б. Свадебная обрядность тувинцев: от установления семейных связей до социальной презентации // Oriental Studies. 2020. Т. 13, № 2. С. 405–421.
  7. Обрядность в традиционной культуре алтайцев / БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова»; редколлегия: Н.В. Екеев (отв. ред.), Е.Н. Кузьмина (науч. ред.), А.А. Конунов, Н.О. Тадышева. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2019. 704 с.
  8. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX–XX вв.). Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 1995. 207 с.
  9. Ябыштаев Т.С. Проблема соблюдения родовых традиций у алтайцев в современных условиях // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: сборник научных статей / отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. Вып. XXVI. С. 306–310.
  10. Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Алтайская свадьба в условиях пандемии // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 10-й Междунар. науч. конф. Вып. 10 / под ред. Т.К. Щегловой. Барнаул: АлтГПУ, 2020. С. 117–121.
  11. Тадина Н.А. Культурно-семиотические коды бурханистских обрядов свадьба алтай-кижи // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2023. № 1. С. 172–181. doi: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-15
  12. Тадина Н.А. Язык этикета в свадебном фольклоре алтайцев // Традиционная культура, 2014. № 1. С. 51–60.
  13. Тадина Н.А. О проблемах сохранения в условиях города традиционной свадебной обрядности алтайцев как нематериального культурного наследия Республики Алтай. URL: https://zsaek.tsu.ru/sites/default/files/webform/Tadina_2024.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
  14. ПМА 2022 г.: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Чалчикова А.Н., 1965 г.р.
  15. ПМА 2021 г.: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Ябыштаева В.П., 1962 г.р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».