Mother Tongue Level of Sakha Children in the Monoethnic Environment of the Sakha Republic

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the research topic arises from the need to provide a scientifically sound description of the linguistic situation and to find solutions for preserving the Sakha language in the context of a linguistic shift when children lose their mother tongue, even in a monoethnic environment. The study aimed to determine the level of the native language of Sakha children aged 5 to 17 years in 14 districts of the Republic of Sakha, where the Sakha–speaking population predominates (Amginsky, Vilyuysky, Verkhnevilyuysky, Verkhoyansky, Gorny, Megino-Kangalassky, Namsky, Nyurbinsky, Srednekolymsky, Suntarsky, Tattinsky, Ust-Aldan, Churapchinsky, Khangalassky), as well as in four kindergartens and three schools in Yakutsk with a Sakha-speaking environment. The scientific novelty of the study is that a comprehensive sociolinguistic study of the mother tongue level of Sakha-speaking children of younger and middle age was carried out for the first time. The study attempts to investigate the sociolinguistic problem of the reproduction of the Sakha language by preschool and school-age children in relation to the linguistic attitudes of their parents. The work’s theoretical significance lies in clarifying the content of the concept of ‘language mastery’ in relation to bilingualism from a sociolinguistic perspective. The study’s practical significance lies in the fact that the results obtained can be used to determine measures to improve children’s language skills.
The study of language competence is based on the theories of lexical semantics by Yu. Apresyan, the “Primordial Vocabulary” of Yu. Desheriev, the interference of L. Shcherba, E. Vereshchagin, A. Karlinsky, the psychological theory of coherent speech of A. Leontiev, S. Rubinstein, the language development methods of M. Alekseeva, B. Yashina, O. Ushakova, of E. Strunina and the socio-psycholinguistic approach of N. Ivanova.
The empirical material was collected during the implementation of the research project “Monitoring the native language level of Sakha children in preschools and secondary schools of the Republic of Sakha (Yakutia)” in 2024, within the framework of the state program “Preservation and Development of State and Official Languages in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2020–2024”. Interviews were conducted with 4,052 children aged 5 to 17 years, and a sociolinguistic survey of 1,574 parents in 14 target villages and in Yakutsk, which made it possible to establish not only the fact of language shift but also the conditioning of children’s linguistic development by the attitude of their parents. The oral interviewing method was used, including children’s stories about themselves, their family, and their daily routine, an interview on a picture, a picture-based story, a method of nonintegrative observation of children’s communication, and a sociolinguistic survey of parents, caregivers, and teachers. The collected material was processed using data analysis, interpretation, and systematization.

About the authors

Viliuiana Nikolaevna Nikitina

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of Siberian branch of the Russian Academy of Sciences

Email: gviluyna@mail.ru
Yakutsk, Russia

References

  1. Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Институт языкознания РАН, 2006. 312 с.
  2. Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык / пер. с английского С. Черников. СПб.: Питер, 2018. 304 с.
  3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры»: Восточная литература, 1995. 472 с.
  4. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Языковая система и речевая деятельность: сб. работ. Л.: Наука, 1974. С. 313–318.
  5. Верещагин Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранных языков. М.: МГУ, 1969. 90 с.
  6. Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата: Гылым, 1990. 180 с.
  7. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. М.: Ленанд, 2019. 381 с.
  8. Иванова Н.И., Никитина В.Н. Уровень владения лексикой родного языка у детей саха при смешанном типе раннего двуязычия (на материале Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия)) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. № 3 (44). С. 79–91.
  9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  12. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  14. Никитина В.Н. Диагностика развития связной речи детей саха 5–7 лет: социолингвистический подход // Социолингвистика. 2024. № 4 (20). С. 91–103.
  15. Национальный состав населения по муниципальным районам и городским округам // Итоги Всероссийской переписи населения. URL: https://14.rosstat.gov.ru/folder/179476 (дата обращения: 20.07.2024).
  16. Оценка численности населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2024 года. URL: https://14.rosstat.gov.ru/chisl_sostav (дата обращения: 20.07.2024).
  17. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 439 с.
  18. Иванова Н.И., Данилов И.А. Языковая дистрибуция городской повседневности: социолингвистическое измерение (по данным 2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 301–313.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».