Методологические положения подготовительного этапа маркетингового исследования территорий Северо-Западного федерального округа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Маркетинговые исследования территорий необходимы для комплексного анализа ситуации и стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития территорий местного, регионального и федерального масштабов. Следует учитывать и факт неравномерного развития территорий, их конкуренцию по историческим и современным факторам привлекательности территориального продукта для заинтересованных лиц.

Цель статьи – представление методологических положений (обоснование проблемы, понятийного аппарата, принципов и методов) подготовительного этапа маркетингового исследования территорий, позволяющего комплексно оценить социально-экономическое развитие территорий – субъектов Северо-Западного федерального округа.

Методология исследования. Работа основывается на критическом анализе источников вторичной информации с высокими индексами цитирования в РИНЦ, качественном исследовании методом гайд-интервью, использовании методов сравнения, логической аргументации и обобщения.

Интерпретация результатов исследования. Оценены факторы инвестиционной привлекательности субъектов СЗФО, конкурентоспособности территориального продукта. Подтверждена обоснованность применения метода гайд-интервью при получении и обработке ценной маркетинговой информации. Основные преимущества метода – последовательная структурированность информации, эффективность коммуникации между интервьюером и респондентом, упрощение процесса анализа, сравнения, универсальность.

Выводы. Обоснована и апробирована практическая ценность и применимость метода гайд-интервью в маркетинговом исследовании территорий на этапе выявления ценностных ориентиров, а также процесса принятия решений стейкхолдеров в отношении территориального продукта. Получаемая информация наиболее ценна в планировании социально-экономического развития уникальных территорий.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Т. Д. Маслова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mtd777@mail.ru
SPIN-код: 4358-7622

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга

Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32, литер А

О. А. Павлова

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Email: mtd777@mail.ru
SPIN-код: 5920-0968

аспирант, ассистент кафедры прикладной экономики

Россия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, литер Ф

Л. Н. Ковалик

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Email: mtd777@mail.ru
SPIN-код: 1074-6750

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики

Россия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, литер Ф

Список литературы

  1. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. URL: https://economy.gov.ru/material/file/31593409eddf606620f49806c6ece205/130219_207-p.pdf (дата обращения: 11.02.2024).
  2. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701160039 (дата обращения: 13.02.2024).
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.02.2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 13.02.2024).
  4. Приоритетные направления. Региональное развитие. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie (дата обращения: 17.02.2024).
  5. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер; пер. с англ. М. Аккая; при участии В. Мишучкова; ред. Г. Ивашевская. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.
  6. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: учебное пособие. 2-е изд., доп. СПб.: Питер. 2006. 416 с.
  7. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. СПб.: Питер, 2015. 368 с.
  8. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: теория и практика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2022. 583 с. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=399347 (дата обращения: 14.02.2024).
  9. Арженовский И. В. Маркетинг регионов: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 135 с.
  10. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
  11. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: практическое пособие / ред. О. Нижельская; пер. с англ. И. Г. Минервина. 6-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 454 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=468264 (дата обращения: 17.02.2024).
  12. Божук С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 304 с. URL: https://urait.ru/bcode/537684 (дата обращения: 16.02.2024).
  13. Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2004. 298 с. (Сер.: Маркетинг для профессионалов)
  14. Мещеряков Т. В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики: теория и методология: автореферат дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2011. 40 с.
  15. Маслова Т. Д., Чигирь М. В. Потребность в экономической безопасности территорий и её реализация инструментами маркетинга // Дискурс. 2017. № 5. С. 39–46. EDN: ZWGSCB
  16. Маслова Т. Д., Новикова Е. Ю. Маркетинг территорий: исследование и оценка комфорта городской среды крупного города // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства: ученые записки диссертационного совета Д 212.354.16. 2015. Вып. 1. С. 34–45. EDN: UDHEUP
  17. Маслова Т. Д., Новикова Е. Ю. Оценка и повышение комфорта города в обеспечении его экономической защищённости // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: материалы III Международной научно-практической конференции. Пермь, 09.12.2016. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. Ч. 1. С. 317–329. EDN: ZFGLVL
  18. Методы анализа социально-экономического развития / Я. А. Маммедова, Ш. М. Оразмаммедова, Г. Р. Мередова, С. Р. Рахманов // Молодой ученый. 2023. № 14 (461). С. 127–130. URL: https://moluch.ru/archive/461/101447/ (дата обращения: 14.02.2024).
  19. Коваленко С. Г. Гайд-интервью как источник анализа самоидентификации и поведенческих моделей постсоветской региональной элиты // Архонт. 2018. № 3 (6). С. 57–66. doi: 10.24411/2587-9464-2018-00022; EDN: XSVCPB
  20. Макаренко Т. Д., Ковальчук Л. Б. Методы и принципы диагностики социально-экономических процессов региона // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 1. Ст. 8. doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).8; EDN: YJSZNZ
  21. Таранова И. В. Диагностика параметров социально-экономического и пространственного развития регионов // Научные труды SWorld. 2013. Т. 32, № 1. С. 75–79. EDN: PZONQB
  22. Современные технологии управления. URL: https://sovman.ru/articletop/osnovy-upravleniya/issledovaniye-sistem-upravleniya/metodologiya-issledovaniya-sistem-upravleniya/metodologicheskiye-polozheniya-issledovaniy/#Principy_issledovania (дата обращения: 17.02.2024).
  23. Индекс качества городской среды – инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования. URL: https://индекс-городов.рф (дата обращения: 17.02.2024).
  24. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 17.02.2024).
  25. Национальный проект «Жилье и городская среда». URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 17.02.2024).
  26. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2023 URL: https://riarating.ru/images/63025/75/630257548.pdf?ysclid=lsvnv4bpf2401485515 (дата обращения: 17.02.2024).
  27. Методология и методы социологичес- кого исследования: учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. 388 с.
  28. Белановский С. А. Глубокое интервью: учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сравнительная оценка субъектов СЗФО по индексу качества городской среды

Скачать (350KB)
3. Рис. 2. Сравнительная оценка субъектов СЗФО по уровню качества жизни

Скачать (263KB)

© Маслова Т.Д., Павлова О.А., Ковалик Л.Н., 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».