Методологические положения подготовительного этапа маркетингового исследования территорий Северо-Западного федерального округа
- Авторы: Маслова Т.Д.1, Павлова О.А.2, Ковалик Л.Н.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 66-81
- Раздел: МЕНЕДЖМЕНТ
- URL: https://ogarev-online.ru/2306-2800/article/view/296454
- DOI: https://doi.org/10.25686/2306-2800.2024.1.66
- EDN: https://elibrary.ru/TKLKJE
- ID: 296454
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Маркетинговые исследования территорий необходимы для комплексного анализа ситуации и стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития территорий местного, регионального и федерального масштабов. Следует учитывать и факт неравномерного развития территорий, их конкуренцию по историческим и современным факторам привлекательности территориального продукта для заинтересованных лиц.
Цель статьи – представление методологических положений (обоснование проблемы, понятийного аппарата, принципов и методов) подготовительного этапа маркетингового исследования территорий, позволяющего комплексно оценить социально-экономическое развитие территорий – субъектов Северо-Западного федерального округа.
Методология исследования. Работа основывается на критическом анализе источников вторичной информации с высокими индексами цитирования в РИНЦ, качественном исследовании методом гайд-интервью, использовании методов сравнения, логической аргументации и обобщения.
Интерпретация результатов исследования. Оценены факторы инвестиционной привлекательности субъектов СЗФО, конкурентоспособности территориального продукта. Подтверждена обоснованность применения метода гайд-интервью при получении и обработке ценной маркетинговой информации. Основные преимущества метода – последовательная структурированность информации, эффективность коммуникации между интервьюером и респондентом, упрощение процесса анализа, сравнения, универсальность.
Выводы. Обоснована и апробирована практическая ценность и применимость метода гайд-интервью в маркетинговом исследовании территорий на этапе выявления ценностных ориентиров, а также процесса принятия решений стейкхолдеров в отношении территориального продукта. Получаемая информация наиболее ценна в планировании социально-экономического развития уникальных территорий.
Полный текст

Об авторах
Т. Д. Маслова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mtd777@mail.ru
SPIN-код: 4358-7622
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга
Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32, литер АО. А. Павлова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Email: mtd777@mail.ru
SPIN-код: 5920-0968
аспирант, ассистент кафедры прикладной экономики
Россия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, литер ФЛ. Н. Ковалик
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Email: mtd777@mail.ru
SPIN-код: 1074-6750
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики
Россия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5, литер ФСписок литературы
- Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. URL: https://economy.gov.ru/material/file/31593409eddf606620f49806c6ece205/130219_207-p.pdf (дата обращения: 11.02.2024).
- Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701160039 (дата обращения: 13.02.2024).
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.02.2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 13.02.2024).
- Приоритетные направления. Региональное развитие. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie (дата обращения: 17.02.2024).
- Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер; пер. с англ. М. Аккая; при участии В. Мишучкова; ред. Г. Ивашевская. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.
- Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: учебное пособие. 2-е изд., доп. СПб.: Питер. 2006. 416 с.
- Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. СПб.: Питер, 2015. 368 с.
- Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: теория и практика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2022. 583 с. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=399347 (дата обращения: 14.02.2024).
- Арженовский И. В. Маркетинг регионов: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 135 с.
- Портер М. Конкуренция / пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: практическое пособие / ред. О. Нижельская; пер. с англ. И. Г. Минервина. 6-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 454 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=468264 (дата обращения: 17.02.2024).
- Божук С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 304 с. URL: https://urait.ru/bcode/537684 (дата обращения: 16.02.2024).
- Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2004. 298 с. (Сер.: Маркетинг для профессионалов)
- Мещеряков Т. В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики: теория и методология: автореферат дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2011. 40 с.
- Маслова Т. Д., Чигирь М. В. Потребность в экономической безопасности территорий и её реализация инструментами маркетинга // Дискурс. 2017. № 5. С. 39–46. EDN: ZWGSCB
- Маслова Т. Д., Новикова Е. Ю. Маркетинг территорий: исследование и оценка комфорта городской среды крупного города // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства: ученые записки диссертационного совета Д 212.354.16. 2015. Вып. 1. С. 34–45. EDN: UDHEUP
- Маслова Т. Д., Новикова Е. Ю. Оценка и повышение комфорта города в обеспечении его экономической защищённости // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: материалы III Международной научно-практической конференции. Пермь, 09.12.2016. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. Ч. 1. С. 317–329. EDN: ZFGLVL
- Методы анализа социально-экономического развития / Я. А. Маммедова, Ш. М. Оразмаммедова, Г. Р. Мередова, С. Р. Рахманов // Молодой ученый. 2023. № 14 (461). С. 127–130. URL: https://moluch.ru/archive/461/101447/ (дата обращения: 14.02.2024).
- Коваленко С. Г. Гайд-интервью как источник анализа самоидентификации и поведенческих моделей постсоветской региональной элиты // Архонт. 2018. № 3 (6). С. 57–66. doi: 10.24411/2587-9464-2018-00022; EDN: XSVCPB
- Макаренко Т. Д., Ковальчук Л. Б. Методы и принципы диагностики социально-экономических процессов региона // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 1. Ст. 8. doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).8; EDN: YJSZNZ
- Таранова И. В. Диагностика параметров социально-экономического и пространственного развития регионов // Научные труды SWorld. 2013. Т. 32, № 1. С. 75–79. EDN: PZONQB
- Современные технологии управления. URL: https://sovman.ru/articletop/osnovy-upravleniya/issledovaniye-sistem-upravleniya/metodologiya-issledovaniya-sistem-upravleniya/metodologicheskiye-polozheniya-issledovaniy/#Principy_issledovania (дата обращения: 17.02.2024).
- Индекс качества городской среды – инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования. URL: https://индекс-городов.рф (дата обращения: 17.02.2024).
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 17.02.2024).
- Национальный проект «Жилье и городская среда». URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 17.02.2024).
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2023 URL: https://riarating.ru/images/63025/75/630257548.pdf?ysclid=lsvnv4bpf2401485515 (дата обращения: 17.02.2024).
- Методология и методы социологичес- кого исследования: учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. 388 с.
- Белановский С. А. Глубокое интервью: учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.
