Личностные корреляты самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность: изучение личностных детерминантсамоэффективности студентов медицинского вуза является актуальной проблемой, так как позволяет выявить их вклад в формирование адекватного образа «профессионального Я» в структуре Я-концепции у будущих врачей. Цель: изучение взаимосвязи личностных особенностей у студентов вуза с разной выраженностью самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности. Гипотеза: предположительно наличие различий в актуализации связей между личностными свойствами у студентов, которые в процессе обучения в медицинском вузе проявляют высокий и низкий уровень самоэффективности. Участники: студенты 3–4-го курсов Ставропольского государственного медицинского университета (N = 187, из них 105 девушек и 82 юноши; средний возраст 20 лет, SD = 0,78). Методы (инструменты): тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукс, М. Шеер, адаптация А. В. Бояринцевой), направленный на изучение выраженности предметной и коммуникативной самоэффективности; шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем) для диагностирования выраженности общей самоэффективности; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова) для выявления стилей саморегуляции и выраженности ее общего уровня; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова) для диагностики выраженности общей и межличностной толерантности-интолерантности к неопределенности. Применена процедура измерения выраженности самоэффективности личности в учебно-профессиональной деятельности (на основе самооценки). Результаты: в сравниваемых группах существуют различия в специфике связей междутакими личностными особенностями, как стиль саморегуляции, толерантность / интолерантность к неопределенности, самоэффективность. Основные выводы: у студентов с разным уровнем самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности отличаются характер связей между толерантностью / интолерантностью к неопределенности, стиль саморегуляциии и выраженность самоэффективности. Формирование образа «Я-профессионал» у студентов-медиков может успешно осуществляться за счет освоения многовариативных способов саморегуляции, развития способности принимать профессиональные решения в условиях неопределенности, оптимальной выраженности разных видов самоэффективности.

Об авторах

Виктор Викторович Енин

Ставропольский государственный медицинский университет

355017, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 310

Список литературы

  1. Рощевская Е. В. Акмеологические особенности профессионального становления студентов-медиков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 23 с.
  2. Денисова Н. Г., Курилова О. О. Формирование профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя медицинского вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 32–36. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0802-0006
  3. Милехин С. М., Дербенев Д. П., Орлов Д. А. Приоритетная направленность личности молодого врача на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2019. Т. 23, № 1. С. 115‒127. https://doi.org/10.22363/2313-0245-2019-23-1
  4. Jackson-Koku G., Grime P. Emotion regulation and burnout in doctors: A systematic revie // Occupational Medicine. 2019. Vol. 69, iss. 1. P. 9‒21. https://doi.org/10.1093/occmed/kqz071
  5. Лисовская И. В., Галкин К. А. Есть такие профессии ‒ людям помогать: к вопросу о профессиональной идентичности педагогов и врачей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 117–123.
  6. Решетников В. А., Коршевер Н. Г., Доровская А. И., Якушина И. И. Управление карьерой врачей в медицинских организациях // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26, № 1. С. 131‒137. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-131-137
  7. Матан В. В. Взаимосвязь личностных ресурсов и типов профессиональной карьеры врачей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 48–52. https:// doi.org/10.31363/2313-7053-2019-3-48-52
  8. Цветкова Г. Е. Социально-психологический феномен соконкуренции в карьере руководителей медицинских учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2019. 232 с.
  9. Черевкова А. И. Роль карьеры в формировании профессиональной идентичности врачей российских мегаполисов (по материалам социологического исследования в Москве и Ростове-на-Дону) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 4. С. 273‒278. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2018-1-4-273-278
  10. Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 192−200. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-192-200
  11. Бондаренко М. Б. Самоэффективность в структуре профессиональной готовности к деятельности военнослужащих // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 107‒108. http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2018-3-107-108
  12. Коломиец О.В. Взаимосвязь субъектной жизненной позиции и социального самочувствия: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019. 28 с.
  13. Пасечкина Т. Н., Фуряева Т. В. Критериальноуровневый подход к изучению сформированности самоэффективности в коммуникации у обучающегося вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 72, ч. 2. С. 208‒212. EDN: PIDRFH
  14. Wilde N., Hsu A. The infl uence of general self-effi cacy on the interpretation of vicarious experience information within online learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. Article number 26. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0158-x
  15. Богомазов С. В. Становление творческой самоэффективности будущего бакалавра в информационно-поисковой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2016. 24 с.
  16. Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н. Становление самоэффективности обучающихся вуза: проблемный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 55, ч. 10. С. 46‒52. EDN: ZENLDX
  17. Краснорядцева О. М., Кабрин В. И., Муравьева О. И., Подойницина М. А., Чучалова О. Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи. Томск : Изд. дом Томского гос. ун-та, 2014. 274 с.
  18. Лощакова А. Б. О содержании и соотношении понятий «личная эффективность» и «самоэффективность» в психологической науке // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 2. С. 54‒63. EDN: UJFQVD
  19. Nathans-Kelly T. M., Evans R. Creating communicative self-effi cacy through integrating and innovating engineering communication instruction // ASEE Annual Conference & Exposition. Columbus, Ohio, 2017. URL: https://peer.asee.org/28082 (дата обращения: 17.01.2023).
  20. Гайдар М. И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2008. 27с.
  21. Ivanova D. Educational and professional self-effi cacy as a prerequisite for readiness of future competitive the manager of education // Journal of Danubian Studies and Research. 2016. Vol. 6, no. 1. P. 51‒60.
  22. Boyle M. P., Beita-Ell C., Milewski K. M., Fearon A. N. Self-esteem, self-effi cacy, and social support as predictors of communicative participation in adults who stutter // Journal of Speech, Language, and Hearing Research, Newly Published. 2018. Vol. 61, iss. 8. P. 1893‒1906. https://doi.org/10.1044/2018_JSLHR-S-17-0443
  23. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
  24. Norgaard B., Ammentorp J., Kyvik K. O., Kofoed P. E. Communication skills training increases self-effi cacy of health care professionals // Journal of Continuing Education in the health professions. 2012. Vol. 32, iss. 2. P. 90‒97. https://doi.org/10.1002/chp.21131
  25. Матан В. В. Социально-психологические и личностные ресурсы профессиональной карьеры врачей: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2022. 476 с.
  26. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М. : КогитоЦентр, 2004. 44 с.
  27. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантностиинтолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74‒86. EDN: MANCMP

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».