Features of modern university teacher training: The problem of unity and variability of the educational space

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The relevance of the analysis of the current state of university teacher training is determined by the necessity to generalize the practical experience that has been developed as a result of the permanent reforming of the higher pedagogical education in the Russian Federation. The study purpose is to identify the features of the system of higher pedagogical education in Russia. This system has developed as a result of the implementation of various modernization projects in the 21st century. The context of the analysis includes the practice developed at the initiative of the Ministry of Education in order to ensure the unity of the educational space for the pedagogical teacher training (“The Core of Higher Pedagogical Education”). The study shows that the modern system of higher pedagogical education, which has a single institutional basis, is built variably from the point of view of the content in universities of diff erent departmental subordination. This, thereby, creates real diffi culties in the development of a single teacher-training educational space. The study sample includes experts who are university teachers (n = 55) and school teachers of diff erent subject areas (n = 802) of diff erent ages from diff erent regions of Russia. The study methods (tools) are the methods of qualitative and quantitative analysis of primary data, case analysis of the largest teacher-training universities. Sources of analysis: 1) the data of monitoring universities (2022), which is presented on the open website “Higher Education Monitoring”, 2) cases of the largest teacher-training universities of various departmental subordination, 3) expert assessments by university and school teachers. The results. It has been found out that a distributed model of teacher training in universities of various departmental subordination has developed in Russia as a result of the permanent reforming of pedagogical education throughout the 21st century. This, in turn, contributes to the development of the environment of variability in the search for concepts and technologies in providing pedagogical education. The main conclusions. The study has revealed that there is a contradiction between the objective necessity to preserve the autonomy of universities in terms of conceptualization, design, realization of scientifi c and educational activities and the idea of developing unifi ed approaches to the structure and content of teacher training (“The Core of Higher Pedagogical Education”). The results obtained are relevant for the coordination of methodological guidelines for further development of the system of higher pedagogical education by the scientifi c and professional community. This can serve as the basis for developing common approaches to ensuring the unity of teacher training in universities of various departmental subordination.

Sobre autores

Svetlana Pisareva

Herzen State Pedagogical University of Russia

48 Moika Emb.

Alla Tryapitsina

A.I. Herzen Research Institute for Pedagogical Problems of Education

48 Moika Emb.

Bibliografia

  1. Глава РАО рассказала, какие направления будут переходить на специалитет // РИА «НОВОСТИ». URL: https://ria.ru/20230323/spetsialitet-1859942343. html (дата обращения: 13.04.2023).
  2. Ректоры вузов Томска оценили планы по изменению системы высшего образования // НОВОСТИ vtomske.ru, 22.02.2023. URL: https://news.vtomske.ru/news/197060-rektory-vuzov-tomska-ocenili-planypo-izmeneniyu-sistemy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 13.04.2023)
  3. Зря на преподавателей время свое потратили // КоммерсантЪ. 27.01.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5785938 (дата обращения: 13.04.2023)
  4. Прощай, бакалавриат, здравствуй, специалитет // Indikator. Гуманитарные науки. 21.02.2023. URL:. https://indicator.ru/humanitarian-science/proshaibakalavriat-zdravstvui-specialitet.htm (дата обращения: 13.04.2023).
  5. ГинецинскийВ. И., ЖуковаВ. П., Лик Н. В. Педагогическая антропология в контексте характеристических признаков информационного общества // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8, вып. 2. С. 92‒94. EDN: JWWATR
  6. Лаптев В. В., ПисареваС. А., Тряпицына А. П. Особенности модернизации системы и содержания педагогического образования на рубеже ХХ‒XXI веков // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2020. С. 172‒191. EDN: VSLLTJ
  7. Марголис А. А., Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014‒2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 5‒24. 10.17759/pse.2018230101' target='_blank'>https://doi.org/doi: 10.17759/pse.2018230101
  8. Марголис А. А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. 336 с.
  9. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 10.04.2023)
  10. Ядро высшего педагогического образования. URL:. https://apkpro.ru/proekty/yadro-vysshegopedagogicheskogo-obrazovaniya/
  11. Кравцов С. С. Учитель формирует будущее страны // Вестник образования, июль. 2022. С. 3.
  12. Бермус А. Г., Бондарев М. Г., Кирик В. А., Куликовская И. Э., Чумичева Р. М. Концепция развития педагогического образования в федеральном многопрофильном университете (на примере ЮФУ) // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2020. С. 515‒541. EDN: VSLLTJ
  13. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. Модель педагогического образования как форма реализации Стратегической академической единицы // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 3‒17.
  14. Габдрахманова Р. Г., Насибуллов Р. Р., Гарнаева Г. И., Шакирова К. Б., Мавлюдова Л. У. Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 47‒62. EDN: WMRTOF
  15. Третьякова Т. В., Осипова М. В. Подготовка будущих педагогов в соответствии с целевыми ориентирами национального проекта «Образование» // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. И. Жука, А. В. Позняк. Минск : БГПУ, 2022. С. 99–102. EDN: KTJSUK
  16. Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Огороднова О. В., Патрушева И. В., Федина Л. В. Индивидуальные образовательные траектории в университетском педагогическом образовании. Москва : Знание-М, 2021. 152 с. EDN: CKHMEV
  17. Концепция развития педагогического образования в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». URL: https://www.sgu.ru/sites/default/fi les/textdocsfi les/2022/09/20/koncepciya_pedobrazovaniya_ sgu.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
  18. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 114‒135. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-114-135
  19. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Вариативность моделей университетской подготовки педагогов // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образовании: сб. ст. науч.-практ. конф. / ред. совет: А. П. Тряпицына, Н. В. Примчук. СПб. : Астерион, 2019. С. 30‒37. EDN: CJKFVJ
  20. Матросов В. Л., Артамонов Г. А., Матросов С. В. Отечественная практика подготовки учителей двух предметов: история вопроса и перспективы реализации в рамках ФГОС третьего поколения // Преподаватель XXI век. 2010. № 1-1. С. 7‒12.
  21. Уместный специалитет: подготовку будущих учителей хотят усилить. Отказ от бакалавриата предложили начать с педагогических специальностей // Известия. 29 марта 2023 года. URL: https://iz.ru/1489261/sergei-gurianov/umestnyi-spetcialitetpodgotovku-budushchikh-uchitelei-khotiat-usilit (дата обращения: 14.04.2023)
  22. Состоялось рабочее совещание по вопросу обсуждения программ двухпрофильного бакалавриата. 09 ноября 2021 г. // Официальный сайт МПГУ. URL:. http://mpgu.su/novosti/sostojalos-rabochee-soveshhaniepo-voprosu-obsuzhdenija-programm-dvuhprofilnogobakalavriata/ (дата обращения: 23.04.2023).
  23. Турбовской Я. С. Мир образования и его философия // Известия Российской академии образования. 2005. № 2. С. 3‒20.
  24. Воронцов А. Б. Унификация или вариативность в общем образовании: проблема выбора // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 33‒51. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.49.3.03, EDN: CDQAMV
  25. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 10.04.2023).
  26. Трансформация общего образования: персонифицированное обучение / науч. ред. А. П. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. 176 с.
  27. Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 45‒51.
  28. Тряпицына А. П. Содержание современной профессиональной подготовки студентов ‒ будущих учителей (доклад на заседании президиума Российской академии образования 26 июня 2013 г.) // Известия Российской академии образования. 2013. № 3 (27).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».