ВИДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДИНАТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ФАРМАЦИИ КАЗГМУ В 2019-2022 гг
- Авторы: Гарифуллина Г.Х.1, Муслимова Н.Н.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2023)
- Страницы: 230-238
- Раздел: Разное
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354732
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2023.1.30
- EDN: https://elibrary.ru/VTSVQW
- ID: 354732
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Введение Система подготовки кадров высшей квалификации (ординатура) призвана обеспечивать получение образования вне зависимости от стационарной формы обучения (дистанционно, в сочетании с профессиональной трудовой деятельностью, при невозможности нахождения в стенах учебного заведения). Основополагающим принципом профессиональной подготовки провизоров в ординатуре определено практико-ориентированное обучение оказанию фармацевтической помощи [5]. Преимущественной формой обучения является работа в фармацевтических организациях под руководством преподавателя. Это, в свою очередь позволяет обеспечить непрерывность повышения профессионализма будущих провизоров [3]. Кроме того, образовательный процесс в ординатуре отличается методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых [9]. В соответствии с рекомендуемыми учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию примерными образовательными программами ординатуры по специальностям, самостоятельная работа ординатора должна составлять не менее 30% времени, предусмотренного для освоения основной образовательной программы ординатуры. Самостоятельная работа ординаторов является одним из видов учебных занятий, целью которой является систематизация, закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а также выполнение учебных заданий, подготовка к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа является завершающим этапом учебной работы ординатора. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы - аудиторная и внеаудиторная. Внеаудиторная самостоятельная работа не регламентируется расписанием занятий, организуется самим ординатором в силу его внутренних познавательных интересов и мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе методического руководства преподавателя, но без его непосредственного участия [9]. Внеаудиторная самостоятельная работа подразумевает самостоятельную подготовку ординатора по специально разработанному преподавателем учебно-методическому материалу и может включать следующие виды: самостоятельное изучение отдельных тем и разделов учебной дисциплины в соответствии с тематическим планом занятий, отраженных в учебной программе; выполнение домашних заданий в форме, например, рефератов, конспектов, эссе и т.п.; подготовку отчета по производственной практике; подготовку к текущей, рубежной и итоговой формам оценки учебных достижений, к зачетам и экзаменам. В аудиторной самостоятельной работе ординаторы решают ситуационные задачи с творческим подходом и моделируют новые ситуационные задачи на основе своего профессионального опыта. Учебно-исследовательская работа в процессе оптимизации учебного процесса имеет своей задачей развитие самостоятельного мышления, умение находить достоверную информацию, составлять прогнозы, принимать продуманные, а иногда, и нестандартные решения [2]. Методика проведения учебно-исследовательской работы опирается на традиции учебных исследований в данном вузе, на опыт преподавателей. Учебно-исследовательская работа (УИР) имеет своей целью освоение научных способов познания действительности. УИР может рассматриваться и как технология мотивирования обучаемых [4]. Задачами УИР становятся: 1) Определить понятия, сущности и видов УИР; 2) Рассмотреть формы организации УИР; 3) Проанализировать опыт организации УИР в данной области знаний в данном вузе. Используются активные методы обучения и личное участие каждого обучающегося. Творческая направленность УИР способствует развитию интеллекта, активности, без которых нельзя сформировать прочных знаний, гибких умений и глубоких убеждений. Задача педагогов в образовательном процессе - создавать условия для этого: уметь выбирать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от направленности мышления обучаемого; уметь сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований; уметь формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования. Мотивом УИР может быть интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремления обучаемых к исследованию. Признаки УИР: постановка проблемы и цели исследования; самостоятельное выполнение поисковой работы; направленность на получение новых знаний; направленность на реализацию развивающих целей. УИР - это вид познавательной деятельности, который способствует формированию таких умений, как: добывать новые знания по предмету используя различные приемы и способы действия; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей; формировать мыслительные операции: аналогии, классификация и обобщение и т.д. Развивающие цели обучения обладают большим потенциалом для развития умственных способностей; формируют активность и целенаправленность мышления; развивают гибкость мышления; формируют культуру и логику мышления [4]. Однако, научно-исследовательская деятельность ординаторов, как форма внеаудиторной самостоятельной работы, в настоящее время приобретает все большую актуальность и превращается в один из основных компонентов их профессиональной подготовки. Включает в себя: выполнение НИР и представление ее результатов в виде научных статей и тезисов докладов и др.; работу в научных обществах, кружках, с представлением результатов на научных конференциях молодых ученых и т.д. Если ординатор самостоятельно извлекает знания в процессе обучения, а не получает их в готовом виде от преподавателя, то он будет стремиться таким же образом действовать и в своей будущей профессиональной деятельности [7]. На наш взгляд, привлечение ординаторов к научно-исследовательской деятельности служит формированию профессиональных и творческих качеств современных специалистов, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы фармацевтической отрасли [6]. Необходимым фактором, позволяющим вызвать интерес ординаторов к изучению материала и развивать их аналитическое и творческое мышление, является участие их в научно-практических конференциях и семинарах различного уровня, а также различных конкурсах научно-исследовательских и прикладных работ [8]. Для активизации НИР ординаторов необходимо увеличение практической значимости их работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках научных трудов. Внеаудиторная самостоятельная работа в форме научно-исследовательской деятельности - новый уровень в формировании профессионально-творческого мышления. Методика Постановка исследовательской задачи. На первом этапе мы анализировали подходы к вопросам самостоятельной работы обучаемых, научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе, рассмотренные в литературе, опыт вузов по работе с ординаторами, опыт аптечных организаций, где ординаторы осуществляют свою практическую деятельность. Этот этап был начат предварительно, а также охватил исследуемый период 2019-2022 гг. Здесь были применены эмпирические и теоретические методы исследования и анализ. Далее была разработана анкета для провизоров-организаторов, которые в начальной части содержали вопросы по выявлению личности ординатора. Анкета включала вопросы о предпочтительных видах самостоятельной работы, о предыдущем опыте научных исследований, о перспективах возможного использования опыта НИР в профессиональной деятельности, о видах научной деятельности, проводимой ординаторами в указанный период и удовлетворенности этим процессом. С целью решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: методы эмпирические: анкетирование и интервьюирование, наблюдение, рейтинг, социометрия, изучение практической деятельности молодых специалистов, метод экспертных оценок; методы теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы и нормативной документации, философской, психолого-педагогической литературы; методы экспериментальные, результаты которых были обработаны на ПЭВМ с использованием Microsoft Excel 2016. Statistica for Windows 98 (2015), Microsoft Word 2016. Базами исследования являлись: Институт фармации КазГМУ, ГУП «Таттехмедфарм» и сеть государственных аптек, и ряд аптек разных форм собственности. Результаты исследования На сегодняшний день в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ на базе Института фармации реализуются три программы фармацевтического профиля: «Фармацевтическая технология», «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Основные образовательные программы высшего профессионального образования всех специальностей фармацевтического профиля, разработанные и реализуемые в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ, предусматривают исследовательскую работу ординатора как обязательный вид учебной деятельности, направленный на формирование компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности. Организация НИР ординаторов фармацевтического профиля в Институте фармации ФГБОУ ВО Казанского ГМУ включает в себя следующие этапы: разработку и выдачу заданий для НИР, организацию консультаций по выполнению заданий, контроль выполнения и оценка результатов НИР. Тематика НИР связана с вопросами организации лекарственного обеспечения населения и фармацевтической разработкой лекарственных средств. Для повышения эффективности формирования и развития познавательной активности и самостоятельности, как профессионально-личностных качеств будущего специалиста, необходимо систематическое проведение мониторинга, направленного на выявление продуктивных подходов к организации и обеспечению внеаудиторной самостоятельной работы ординаторов фармацевтического профиля. С целью установления отношения к исследовательской деятельности, как одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) было проведено анкетирование ординаторов Института фармации КГМУ трех специальностей «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Фармацевтическая технология» и «Управление и экономика фармации». Была разработана анкета, содержащая 14 вопросов открытого типа. Анкетирование проходило в период 2019-2022 гг. методом сплошной выборки. В опросе приняли участие 32 ординатора. В ходе опроса ординаторы выбрали разные формы ВСР, что свидетельствует о невозможности процесса обучения без учета индивидуально-личностных особенностей ординатора и способов обучения. Как видно из рисунка 1, для 18,75% ординаторов предпочтительной формой ВСР является выполнение домашних заданий в форме реферативных обзоров, презентаций и т.д. Остальные ординаторы для самореализации личностных и творческих способностей выбрали выполнение НИР в различных формах (рис. 1). Институт фармации ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» имеет хорошо оснащенную материально-техническую базу, что позволяет ординаторам организовывать и осуществлять научную деятельность с учетом научных интересов и личностных характеристик. В научной библиотеке ординаторы проводят анализ литературы, патентный поиск, принимают участие в проведении лабораторных исследований и набирают научный материал. После изучения научной темы ординаторы обсуждают ее на заседаниях кружка, проводимых в Институте фармации, а также конференциях различного уровня. Рис. 1. Выбор ординаторами форм ВСР Необходимо отметить высокую публикационную активность ординаторов. Так за период 2019-2022 гг. было опубликовано 6 статей в различных изданиях, 12 тезисов докладов, 3 статьи в сборниках работ. Все это систематизировано в табл. 1. На собственный взгляд, для повышения результативности работы с ординаторами необходимо информировать их о перспективах профессиональной карьеры и научной деятельности, дальнейшей профессиональной самореализации, предоставляя возможность продолжать обучение по программам подготовки кадров в аспирантуре и магистратуре. Таблица 1. Виды научно-исследовательской работы, выполненные ординаторами фармацевтического профиля за период 2019-2022 гг. Виды научно-исследовательской работы Количество работ Подготовка по результатам НИР заявки на получение патента 1 Подготовка по результатам НИР монографии 1 Выступления с устным докладом на международной, российской, региональной конференции 3 Выступления с постерным докладом на международной, российской, региональной конференции 1 Публикация статьи в журналах списка ВАК 5 Публикация статьи в Scopus, Web of Science 1 Публикация тезисов докладов 12 Публикация статьи в сборниках работ 3 Участие в работе научного кружка, с представлением результатов на научной работы 18 Участие в проведении лабораторных и инструментальных методов исследования в рамках НИР 3 Научно-исследовательской работой в студенческие годы занимались 37,5% ординаторов. Что свидетельствует о низком уровне готовности ординаторов к научно-исследовательской деятельности. Опыт выступления с результатами своей научно-исследовательской деятельности на научно-практических конференциях имеют лишь 26% ординаторов. Таким образом, перед преподавателями встает задача повышение интереса к научно-исследовательской деятельности. Большинство ординаторов (87,5%) согласны с утверждением, что роль преподавателя является главным мотивационным фактором в проведение научно-исследовательской работы. Несомненно, особую роль в формировании готовности ординатора к НИР играет профессиональная и научная деятельность преподавателя. Деятельность преподавателя включает в себя создание возможности для реализации научных исследований (постановка, помощь в выборе и решении последовательных задач); проведение индивидуальных консультаций; анализ промежуточных результатов НИР. Совместная НИР преподавателя и ординатора является важным моментом образовательного процесса в вузе и направлена на углубление теоретических знаний, совершенствование навыков в конкретной области деятельности и подготовку эрудированного специалиста, владеющего большим запасом информации, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. В зависимости от цели, объема, уровня сложности, предпочтений ординатора исследовательская работа может осуществляться индивидуально или группой. При выдаче заданий используется дифференцированный подход, связано это, прежде всего, с уровнем умений ординатора, его желанием и склонностью к научным исследованиям. Различают внешнюю, внутреннюю и системно-целевую дифференциацию. Под внешней дифференциацией понимают деление на учебные группы по возможному ряду признаков (например, по исходному уровню знаний, по профилю обучения и т.п.). Внутри уже сформированных групп осуществляется внутренняя дифференциация. Она является временной и тесно связана с поставленной задачей, которая сложилась или специально задана в педагогическом процессе или НИР. Совокупностью этих двух видов дифференциации является системно-целевая. Она базируется на цели, задачах, методах и формах обучения, разновидности и уровне мотивации, и качествах самой личности обучаемого [3]. Перед выполнением ординаторами НИР преподаватель объясняет цель задания, его содержание, указывает сроки выполнения и объем работы, знакомит с основными требованиями к результатам работы и критериями оценки. Контроль выполнения и результата НИР осуществляется в формах выступления на конференции, заседании научного кружка, а также публикации результатов исследований в научных журналах. При оценивании результатов НИР критериями являются: уровень освоения ординаторами учебного материала, умения использовать теоретические знания при выполнении исследовательской работы, обоснованность и четкость изложения результатов исследования. Педагог всегда должен исходить из потребностей обучаемых, уметь оценивать эффективность своей деятельности, в соответствии с учебным планом и рабочими программами разрабатывать учебно-методические и научно-методические материалы к занятиям и НИР. Для ведения и руководства НИР в работе с ординаторами преподаватель сам должен обладать профессиональным мастерством, иметь глубокие профессиональные и научные знания, умения и навыки, уметь грамотно консультировать, а если нужно, консультироваться у специалистов, быть коммуникабельным и проявлять педагогический, научный и ораторский талант. Существует несколько подходов к профессиональной деятельности и качествам преподавателя: 1) классический - передача знаний, умений и навыков; 2) творческий - стимулирование творческой активности, познавательной и научно-исследовательской деятельности; 3) жестко-управленческий подход - работа на результат, гарантирующий высокий уровень о бучения; 4) развивающий - создание педагогического поля для наилучшего раскрытия личности обучаемого. В составе инвариативной и вариативной деятельности преподавателя выделяют три стороны личности (действенно-волевую, эмоциональную, интеллектуальную). Преподавателю отводится сразу несколько ролей: 1) роль руководителя, который формирует отношение обучаемых к образованию и НИР, мотивирует, координирует их действия и контролирует результаты; 2) информационная роль, основанная на сборе информации во внешней и внутренней среде, представлении ее в виде установок и политики подготовки кадров; 3) роль принятия управленческих решений, которые дают вектор направления технологий обучения, распределения временных, технических и других ресурсов, предполагают текущие корректировки и контроль; 4) согласующая роль для поддержания баланса интересов обучаемых, вуза, отрасли и т.п. Из этого вытекают психолого-педагогические компоненты в работе преподавателя: 1) гностический - умение изучать содержание материала, воздействовать на людей, учитывать все особенности личности обучаемого и процесса обучения, осознавать свое место в этом процессе; 2) проектировочный - умение формировать цели и задачи обучения и НИР, планировать образовательную и профессиональную деятельность; 3) конструктивный - умение отбирать и компоновать информацию, проектировать образовательную, научную и самостоятельную профессиональную деятельность; 4) организаторский - умение решать задачи на всех уровнях и стадиях образовательного, научного процесса и собственной деятельности; 5) коммуникативный - умение связывать деятельность с государственными заданиями вышестоящими организациями и организациями профессиональной деятельности обучаемых, как и с интересами самих обучаемых в образовании и НИР [1]. Мы преподаватели, всегда учитываем пожелания, предпочтения и качества обучаемых. В результате анализа анкет ординаторов нами установлено, что более половины (62,5%) ординаторов предпочитают осуществлять исследовательскую деятельность в группе, остальные (37,5%) - индивидуально. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать личностные характеристики при планировании научной деятельности ординаторов. 68,75% ординаторов считают, что опыт научно-исследовательской работы пригодится им в профессиональной деятельности. Это можно рассматривать как мотивационный фактор для занятия НИР ординатора (рис. 2). Рис. 2. Использование опыта научно-исследовательской работы в основной деятельности При оценке удовлетворенности организацией внеаудиторной самостоятельной работы в форме НИР было установлено, что 26 ординаторов (81,25%) довольны научной деятельностью. Однако наличие ординаторов, которые только частично удовлетворены (12,5%) и не удовлетворены (6,25%) организацией внеаудиторной самостоятельной работой в форме НИР свидетельствует о необходимости проведения дальнейшего факторного анализа [10] (рис. 3). Рис. 3. Удовлетворенность организацией НИР в переод обучения Все ординаторы (100%) считают, что саморазвитие и самообразование в рамках самостоятельной работы в полной мере зависит от личных особенностей и жизненных установок ординатора, и, безусловно, способствует карьерному росту. Обсуждение результатов исследовния Результаты исследований были обсуждены на вышеуказанных базах исследования: Институт фармации КазГМУ, ГУП «Таттехмедфарм» и сеть государственных аптек и ряд аптек разных форм собственности. Обсуждали результаты и на заседаниях научных кружков Института фармации, делались доклады на научно-практических конференциях. В результате обсуждения ординаторы 1-го и 2-го года обучения проявили дальнейший интерес к УИР НИР и желание выступать на конференциях, на местах работы, на заседаниях кружков. Профессорско-преподавательский состав считает необходимым продолжить совместные исследования с ординаторами. Принимать решение - расширить перечень учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ в актуальных направлениях развития фармации и фармацевтического рынка. Руководители ГУП «Таттехмедфарм» и заведующие аптеками, в местах практики ординаторов, выразили глубокое удовлетворение тем, что ординаторы занимаются научными исследованиями. Они отмечают, что это благотворно влияет на общий уровень ординаторов, как специалистов, профессионалов, будущих руководителей, для развития их личных качеств. Более того, они предлагают разработать совместный перечень научных исследований ординаторов, для пользы практической фармации. Поэтапно результаты публиковались в журналах «Медицина и психология» в 2019-2022 гг. и в журнале «Вестник педагогических наук» в 2022 г. Заключение Изменение социально-экономических условий в российском обществе обусловило значительное повышение требований к уровню и качеству подготовки кадров высшей квалификации. Современный специалист фармацевтической отрасли должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным. Вследствие этого в системе последипломного образования стоит задача не просто обучить ординаторов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе внеаудиторной самостоятельной работы в форме учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Виды заданий для научной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой учебной дисциплины, а также индивидуальные особенности ординатора. Мы ставим своей задачей - повысить интерес ординаторов к УИР и к НИР, чаще публиковать статьи совместно с ординаторами в журналах и тезисы докладов в сборниках. Мы обучаем ординаторов навыкам выступления на конференциях, заседаниях научных кружков. Мы постоянно работаем с базами практической деятельности ординаторв для того, чтобы ординаторы полнее и ярче могли применять результаты своей исследовательской работы в профессиональной деятельности.Об авторах
Гюзель Хисамовна Гарифуллина
Казанский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49
Наталья Николаевна Муслимова
Казанский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49
Список литературы
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Лалов Ю.В. Организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение ординаторов в информационно-образовательной среде вуза // Современное образование. - 2018. № 4. - С. 45-52. @@ Hetman N.A., Kotenko E.N., Lalov Yu.V. Modern education. - 2018. N4. - P. 45-52. (in Russian) Морозова Л.Л. Кадры современной аптеки. Практическое руководство. Санкт-Петербург: «АКТИВ». - 2008. - 245 с. @@ Morozova L.L. Personnel of a modern pharmacy. Practical guide. Saint Petersburg: "ASSET". - 2008. - 245 p. (in Russian) Муслимова Н.Н., Грибова Я.В., Гарифуллина Г.Х. Анализ эффективности профессиональной подготовки провизоров-организаторов в последипломном образовании // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2020. № 2. - С. 208-216. @@ Muslimova N.N., Gribova Ya.V., Garifullina G.H. Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. - 2020. N. 2. - P. 208-216. (in Russian) Обухов А.С. Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 2014. - №10. - 33 с. @@ Obukhov A.S. Public education. - 2014. N10. - 33 p. (in Russian) Погребняк А.В., Верниковский В.В., Погребняк Л.В., Дайронас Ж.В. Изменение профессиональных компетенций в образовательных стандартах специальности 33.05.01. Фармация // Образовательный вестник. «Сознание». - 2018. - №1. - С. 106-108. @@ 5. Pogrebnyak A.V., Vernikovsky V.V., Pogrebnyak L.V., Dayronas Zh.V. Educational Bulletin. "Consciousness". - 2018. - N1. - P. 106-108. (in Russian) Справочник руководителя аптеки. Справочное издание / В.А.Суханина. - М.: Литтера. - 2016. - 617 с. @@ Directory of the pharmacy manager. Reference edition / V.A.Sukhinina. - M.: Littera. - 2016. - 617 p. (in Russian) Тараканов В.А., Надгериев В.М., Стрюковский А.Е. и др. Организация научно-исследовательской работы ординаторов на кафедре хирургических болезней детского возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - №4-1. - С. 259-261. @@ Tarakanov V.A., Nadgeriev V.M., Stryukovsky A.E. i dr. Organization of research work of residents at the Department of Surgical diseases of childhood // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2017. - N4-1. - P. 259-261 (in Russian) Уфимцева М.А., Бочкарев Ю.М., Гурковская Е.П., Шубина А.С. Научно-исследовательская деятельность ординаторов как компонент творческого потенциала личности обучающегося // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - №4. - С. 109-110. @@ Ufimtseva M.A., Bochkarev Yu.M., Gurkovskaya E.P., Shubina A.S. Bulletin of the Ural State Medical University. - 2016. - N4. - P. 109-110. (in Russian) Якушкина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе: автореф… дис. кан. пед. наук. - Белгород: 2007. - 25 с. @@ Yakushkina L.P. Technology of organization of extracurricular independent work of students at the university: abstract.. dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. - Belgorod: 2007. - 25 p. (in Russian) Segni Kejela, Abraham Genetu Tiruneh. Determinants of satisfaction and self-perceived proficiency of trainees in surgical residency programs at a single institution. BMC Med Education 22, 473 (2022). https://doi.org/10.1186/s12909-022-03521-5
Дополнительные файлы


