ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СГМУ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценить эффективность дистанционного и очного форматов обучения на основании результатов анкетирования студентов 3-5 курсов стоматологического факультета и преподавателей профильных кафедр СГМУ. Методика. В исследовании проанализировано 378 анкет студентов стоматологического факультета и 45 преподавателей медицинского вуза. Вопросы о возможности дистанционного формата при проведении клинических занятий и лекций, предполагали два варианта ответа («да» и «нет»). При ответе на вопросы о реальной необходимости обучения online, респонденты выбирали цифру от 1 до 10, где 1- невостребовано, 10- востребовано. Результаты. Дистанционный формат обучения находят востребованным в рамках изучения стоматологических дисциплин большинство опрошенных студентов, в то время как преподаватели считают неотъемлемой частью учебного процесса очные занятия. Заключение. В настоящее время, образование в медицинском вузе претерпевает существенные изменения. Несмотря на то, что существует ряд преимуществ дистанционного обучения, преподавание клинических дисциплин студентам-медикам невозможно без общения преподавателей, студентов и пациентов в очном формате.

Полный текст

Введение Реалии последних десятилетий человеческой популяции в целом и преобразования информационной среды привели к тому, что в большинстве развитых и развивающихся стран все большее значение приобретает цифровизация образовательной сферы [4]. Одним из нововведений современного образовательного процесса является дистанционное обучение при получении школьного, среднего и высшего профессионального образования. Опубликовано множество работ, посвященных плюсам и минусам применяемых методов обучения, с точки зрения усвоения учащимися полученных знаний, контроля результатов освоения учебных программ, удобства хранения информации и возможности повторения пройденного материала [1, 3, 5, 7]. Нам кажется, что дистанционное обучение в высшей школе необходимо рассматривать в контексте той сферы профессиональной деятельности, в которой предстоит впоследствии работать специалисту, получившему образование. И если маркетинг, юриспруденцию, политологию, экономику в значительной мере можно изучить, как говорится «не выходя из дома», то практическая сфера деятельности, и особенно медицина предполагает постоянное очное общение наставников, преподавателей, экзаменаторов с обучающимися, при этом важнейшим объектом в этом процессе должен быть реальный, а не виртуальный пациент или фантом. При получении высшего медицинского образования возможно, но лишь частично, преподавать ряд дисциплин с использованием дистанционных методов обмена информацией [3, 6]. Цель исследования - оценить эффективность и востребованность дистанционного и очного форматов обучения на основании результатов анкетирования студентов 3-5 курсов стоматологического факультета и преподавателей профильных кафедр. Методика Анкетирование проводилось в мае-июне 2022 г. на кафедре ортопедической стоматологии СГМУ. Вопросы анкеты разработаны на кафедре ортопедической стоматологии СГМУ. В анкетировании принимали участие 378 студентов стоматологического факультета 3-5 курсов в возрасте от 19 до 26 лет и 45 человек из числа профессорско-преподавательского состава стоматологических кафедр СГМУ, которым были заданы одинаковые вопросы о возможности изложения лекционного материала, проведения практических занятий, зачетов, экзаменов в дистанционном формате и их результативности по сравнению с традиционным. Кроме этого, были получены ответы на вопросы, касающиеся наиболее удобного и эффективного способа дистанционного обучения, а также причин, по которым респонденты давали тот или иной ответ. Результаты были обработаны в программе Excel 16. Использовались методы описательной статистики. Данные представлены в виде абсолютных и относительных величин, рассчитан 95% доверительный интервал по формуле долей и частот методом Вальда (для малых значений с коррекцией по Агрести-Коуллу. Первый блок вопросов включал в себя оценку мнения респондентов о возможности дистанционного формата при чтении лекций, проведении клинических занятий и сдачи экзаменов, предлагалось 2 варианта ответа: «да» и «нет». При ответе на вопросы второго блока о реальной необходимости обучения online, респонденты выбирали цифру от 1 до 10, где 1- невостребовано, 10- востребовано. Результаты исследования При ответе на вопрос о дистанционном проведении лекционного курса, такой формат считают возможным 109 (84,5%) студентов и 19 (41,7%) преподавателей. Считают возможным проведение всех занятий, в том числе и практических в дистанционном формате 43,4% -53,7% студентов разных курсов, среди преподавателей придерживаются такой же точки зрения только 17,8%. О возможности объективной оценки знаний при проверке зачетов и экзаменов положительно ответили 63,6-79,5% студентов и лишь 24,4% преподавателей (табл. 1). Таблица 1. Оценка возможности дистанционного формата при преподавании профильных дисциплин на стоматологическом факультете Мнения респондентов Вопросы анкеты ДА (%) НЕТ (%) 3 курс (N=129) 4 курс (N=122) 5 курс (N=127) Препода-ватели (N=45) 3 курс (N=129) 4 курс (N=122) 5 курс (N=127) Препода-ватели (N=45) 1. Возможность чтения лекций только в дистанционном формате 84,5 95,1 82,7 46,7 15,5 4,9 17,3 58,3 2.Возможность проведения всех аудиторных занятий дистанционно 43,4 53,3 53,5 17,8 56,6 46,7 46,5 82,2 3.Объективность дистанционного проведения зачетов/экзаменов 63,6 79,5 67,7 24,4 36,4 20,5 32,3 75,6 При ответе на вопрос о востребованности дистанционного обучения 66,1-72,1% студентов считают, что оно востребовано, среди преподавателей таких всего 33,3%. На вопрос о востребованности традиционного образования положительно ответили 77,0-86,0% студентов и 93,3% преподавателей. Пользу от лекционного материала в дистанционном формате отмечают 86,6-94,3% студентов и лишь 40,0% преподавателей, а в очном формате - 72,4-78,7% студентов и 86,7% преподавателей. Проведение дистанционных клинических занятий с пользой для себя отметили только 49,6-52,7% студентов и 11,1% преподавателей (табл. 2). Таблица 2. Востребованность и полезность различных форматов проведения лекций и практических занятий по мнению студентов и преподавателей (N=423) Мнение респондентов Вопросы анкеты не востребовано, % востребовано, % 3 курс (N=129) 4 курс (N=122) 5 курс (N=127) Преподаватели (N=45) 3 курс (N=129) 4 курс (N=122) 5 курс (N=127) Преподаватели (N=45) Востребован-ность формата обучения Традици-онное 14,0 23,0 15,0 6,7 86,0 77,0 95,0 93,3 Дистанци-онное 27,9 27,9 33,9 66,7 72,1 72,1 66,1 33,3 Польза лекционного материала (дистанционный формат) 9,3 5,7 13,4 60,0 90,7 94,3 86,6 40,0 Польза лекционного материала (очный формат) 23,3 21,3 27,6 13,3 76,7 78,7 72,4 86,7 Польза клинического занятия (дистанционный формат) 47,3 47,5 50,4 88,9 52,7 52,5 49,6 11,1 Польза клинического занятия (очный формат) 14,7 9,0 9,4 0 85,3 91,0 90,6 100,0 Обсуждение результатов исследования Дистанционный формат обучения среди профессорско-преподавательского состава находят востребованным в рамках преподавания стоматологических дисциплин только 8,3% опрошенных, при этом традиционный формат обучения предпочитают 95% из них. Подобным образом обстоит ситуация с полезностью лекций в дистанционном формате (8,3% преподавателей) и клинических занятий - ни один из преподавателей не счел такой вариант освоения дисциплин возможным. При этом возможность чтения лекций в дистанционном формате отметили 40,7% преподавателей. По-видимому, такое несовпадение цифр о пользе лекций - 11,1% и их возможности чтения дистанционно связано с тем, что преподаватели рассматривают дистанционный формат, как вынужденную необходимость и возможность не прерывать учебный процесс в форсмажорных обстоятельствах [9]. Оценка знаний при дистанционном формате проведения зачетов и экзаменов, по мнению 70% студентов, является объективной, а вот преподаватели в своем большинстве - 91,7% придерживаются абсолютно противоположной точки зрения, что связано в первую очередь с невозможностью очно контролировать процесс ответа. Хотя, как показывает опыт работы кафедры ортопедической стоматологии, в период приема зачетов во время пандемии средний балл и число сдавших зачет с первого раза остался таким же, как при очном формате. Однако, для этого пришлось использовать форму приема зачета в формате «блиц», то есть студенту предлагали несколько (от 5 до 10) достаточно простых вопросов, на которые он должен был ответить с минимальным временем на обдумывание и с сохранением постоянного визуального контакта с преподавателем через экран ноутбука. Достаточно объясним факт того, что студенты в своем большинстве (больше 90%) считают возможным проведение лекционного курса в дистанционном виде, но настораживает, что около 50% студентов считают возможным проведение всех видов аудиторных занятий дистанционно. Хотя при ответе на подобный вопрос, касающихся именно клинических занятий, таковых осталось около 25%. Но в любом случае, это очень высокий процент. Хочется думать, что это связано с недостаточным пониманием студентом особенностей преподавания клинических дисциплин, важностью общения с пациентом и отработки практических навыков еще во время обучения в ВУЗе. Гораздо более тревожно, если такой ответ дается по причине того, что на практических занятиях невозможно получить необходимые знания из-за нарушения методики преподавания, когда студенты после опроса остаются предоставлены сами себе или, в лучшем случае, разбирается только теоретический материал без отработки клинических навыков [2]. Ожидаемо, что и студенты, и преподаватели с своем большинстве (больше 90%) считают, что наибольшим преимуществом дистанционного формата лекций является возможность его повторного просмотра при наличии качественного видео-контента, записанного лектором [10]. Около 50% студентов причиной положительного отношения к лекциям в дистанционном формате отметили, что лекционный материал повторяет написанное в учебниках и методичках. Данный факт необходимо учитывать кафедральным коллективам при подготовке лекционного курса таким образом, чтобы лекция не была перечитыванием учебника, а представляла интерес с точки зрения общения, возможности диалога, другими словами, лекция должна быть своего рода «шоу», во время которого аудитория вовлечена в процесс диалога, начинает думать, а не записывает в течение 1,5 часов книжную информацию [5, 7, 8]. Заключение По нашему мнению, дистанционный формат при обучении в медицинском вузе может быть лишь дополнением к традиционному-очному и только в части лекционного материала, преимущественно при рассмотрении теоретических дисциплин. Тем не менее, на любой кафедре должен быть банк лекций в виде качественного записанного видео-контента по всем разделам дисциплины, чтобы в случае отдельных форсмажорных обстоятельств (болезнь преподавателя, временная невозможность проводить лекции в аудитории) студенты имели возможность не прерывать теоретическую подготовку, кроме того, доступ к видеоархиву обеспечит возможность повторения пройденного материала. Стоит отметить, что при этом возникают другие проблемы, а именно необходимость обеспечения защиты интеллектуального продукта коллективов от стороннего пользователя. Клинические занятия не должны проводиться дистанционно. При невозможности очного проведения клинического занятий деканатам необходимо оперативно менять расписание таким образом, чтобы дистанционно проводились лекции или теоретические дисциплины, а затем по появлению возможности заниматься очно, наверстывая клинический курс.
×

Об авторах

Николай Николаевич Аболмасов

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Ирина Александровна Ковалёва

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
ндидат медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Елена Леонидовна Коноплёва

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Юлия Денисовна Ковалёва

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
студентка лечебного факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Ирина Алексеевна Адаева

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Елена Владимировна Дмитриева

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
старший преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Игорь Николаевич Аболмасов

Смоленский государственный медицинский университет

Email: email@example.com
ординатор первого года обучения кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Список литературы

  1. Александров Д.Н., Степкина Е.К. Опыт дистанционного обучения в медицинском вузе // Инновационная наука. - 2020. - №7. - С. 57-59. @@ Alexandrov D.N., Stepkina E.K. Ikonnikova K.A. Innovacionnaya nauka. Innovative science. - 2020. - N7. - P. 57-59. (in Russian)
  2. Дедюхин Д.Д., Баландин А.А., Попова Е.И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №5. 16.05.22. URL:https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN520.pdf @@ Dedyukhin D.D., Balandin A.A., Popova E.I. Mir nauki. Pedagogika i psixologiya. The world of science. Pedagogy and psychology. - 2020. - N5. 16.05.22. URL:https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN520.pdf (in Russian)
  3. Жолдыбаева Г.А., Кабилдина Н.А., Ескараев Д.М., Турлуев Я.Х. Влияние дистанционного обучения на качество медицинского образования в медицинском университете Караганды // Медицина и экология. - 2021. - №2. - С. 102-106. @@ Zholdybayeva G.A., Kabildina N.A., Eskaraev D.M., Turluev Y.X. Medicina i e`kologiya. Medicine and ecology. - 2021. - N2. - P. 102-106. (in Russian)
  4. Осадчий О.Е. Чем дистанционное обучение отличается от традиционной учебной программы в медицинском образовании? // Кубанский научный медицинский вестник. - 2020. - T.27, №5. - С. 175-183. @@ Osadchiy O.E. Kubanskij nauchny`j medicinskij vestnik. Kuban Scientific Medical Bulletin. - 2020. - V27, N5. - P. 175-183. (in Russian)
  5. Сергеева Н. А. Технологии электронного обучения и дистанционного образования в профессиональном обучении // Сборник статей Международного научно-методического конкурса «Преподаватель года 2019». - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. - С. 174 - 182. @@ Sergeeva N.A. Sbornik statej Mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo konkursa «Prepodavatel` goda 2019». Collection of articles of the International scientific and methodological competition "Teacher of the Year 2019. - Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership "New Science", 2019. - P. 174-182. (in Russian)
  6. Стаценко А.Н., Самохина О.В. Дистанционное образование как новая форма обучения в медицинском вузе в условиях пандемии // «Оригинальные исследования» (ОРИС). - 2020. - №5. - С.28-32. @@ Statsenko A.N., Samokhina O.V. «Original`ny`e issledovaniya» (ORIS). «Original Research» (ORIS). - 2020. - N5. - P. 28-32. (in Russian)
  7. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2. - С.355-358. @@ Tantsura T.A. Mir nauki, kul`tury`, obrazovaniya. The world of science, culture, education. - 2020. - N2. - P. 355-358. (in Russian)
  8. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний // Научно-практический журнал «Открытое образование». 25.06.22. URL:http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158.html @@ Tikhomirov V.P., Soldatkin V.I. Nauchno-prakticheskij zhurnal «Otkry`toe obrazovanie». Scientific and practical journal "Open Education". 25.06.22. URL:http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158.html (in Russian)
  9. Филатова Н. С. Место дистанционного обучения в образовательной системе вузов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Цифра в помощь учителю». - Чебоксары, 2020. - С. 68-73. @@ Filatova N.S. Materialy` Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem «Cifra v pomoshh` uchitelyu». Materials of the All-Russian scientific and methodological conference with international participation «Digit to help the teacher». - Cheboksary, 2020. - P. 68-73. (in Russian)
  10. Яшина Л. И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - №1. - С. 142-147. @@ Yashina L.I. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Bulletin of Surgut State Pedagogical University. - 2019. - N1. - P. 142-147. (in Russian)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».